19 ноября
Воскресенье Рядового времени

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Течение, возникшее в результате раскола в русском православии

В основе конфликта, приведшего к расколу в Русской Церкви и образованию старообрядчества лежали политические амбиции царя Алексея Михайловича, стремившегося к созданию единой всеправославной империи с центром в Москве. В этом стремлении он опирался на властолюбивого патриарха Никона (1605 – 1681), считавшего себя духовным главой "Третьего Рима" и, соответственно, претендовавшего на первенство среди православных патриархов. Необходимо отметить, что восточные патриархи после захвата вверенных их попечению территорий турками и особенно после падения Константинополя в 1453 г., утратили экономическую самостоятельность и былое влияние. Они часто приезжали в Московское государство в качестве "милостынесбирателей" и во многом зависели от царских пожертвований. Русская казна тратила на их содержание огромные деньги, что обеспечивало их полную лояльность и признание русского царя в качестве покровителя вселенского православия.

Для создания всеправославного царства, возглавить которое стремился Алексей Михайлович, требовалось унифицировать православные обряды, которые к тому времени уже значительно различались в Русской Церкви и в Восточных Православных Церквах, возглавлявшихся греческими иерархами. Для этого была предпринята спешная правка русских богослужебных книг и, соответственно, обрядов по греческим образцам. В частности, вводилось крестное знамение тремя перстами вместо двух, земные поклоны заменялись поясными и т. п. При этом следование существовавшим прежде обрядам было законодательно запрещено.

Приверженность русских людей строгому соблюдению обрядов и ритуалов (что отчасти объясняется тем, что Русская Церковь получила обряд из Византии уже в "готовом" виде и воспринимала его как святыню, не подлежащую изменению), а также недоверие (в ряде случаев обоснованное) по отношению к грекам, под руководством которых проходила реформа, привели к неприятию нововведений частью духовенства и рядовых верующих. В оппозиции Патриарху оказались наиболее активные представители русского духовенства – его бывшие друзья и соратники: Иван Неронов, Аввакум, епископ Павел Коломенский и др.

Вскоре ситуация перешла к открытому противостоянию, что и вызвало раскол в Русской Церкви. Те, кто отказывались принимать вводившиеся патриархом Никоном (с подачи царя) греческие обряды, стали называться старообрядцами или староверами.

Старообрядчество отнюдь не являлось монолитным течением. Практически сразу же после своего возникновения оно распалось на множество толков и согласий, что во многом было обусловлено его социальной неоднородностью.

Старообрядцы были осуждены на Соборе 1666 – 1667 гг. и подверглись жестоким репрессиям со стороны правительства, на что ответили актами массового самосожжения. Одним из наиболее ярких эпизодов борьбы "за старую веру" стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., жестоко подавленное царскими войсками (замучено около 400 монахов). Спасаясь от преследований старообрядцы в большом числе переселялись на окраины государства или за границу (прежде всего, в Литву и Польшу), прятались в глухих лесах.

Для старообрядчества характерна приверженность старине, отрицание любых новшеств, в т. ч. технических достижений. Отношение к "миру", в частности, к светским властям отрицательное. Некоторые течения старообрядчества считали молитву за царя "грехом" и не признавали паспортов, считая, что гербовая печать на них является "знаком Антихриста". Особенно негативное отношение старообрядцев к власти сложилось со эпохи Петра I, которого многие считали Антихристом из-за его ориентации на "нечестивый" Запад.

В 1801 г. старообрядцам, желавшим воссоединиться с Православной Церковью, было разрешено сохранить собственные обряды и традиции при условии признания "спасительности" нового обряда. Те, кто согласился на этот компромисс, получили название единоверцев. Дискриминация приверженцев старообрядчества продолжалась до 1905 г. Анафема со старообрядцев была снята только на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1971 г.

В настоящее время в России представлены самые разные течения старообрядчества, как поповского, так и беспоповского направления. Наиболее крупной среди общин старообрядцев-поповцев является Русская Православная Старообрядческая Церковь, возглавляемая митрополитом Московским и всея Руси Алимпием. Второй по численности является Русская Древлеправославная Церковь. Из церквей старообрядцев-беспоповцев наиболее значительными являются: Древлеправославная Поморская Церковь и Московская Община Христиан-Старообрядцев Поморского согласия.

Старообрядчество распространено на Севере Европейской части России и в Сибири, а также на Украине, в Белоруссии и Прибалтике.


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)