Oct 15
Св. Тереза Aвильская, дева и учитель Церкви

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

АДВЕНТИСТЫ

Эсхатологическое движение

I. Основные данные

1. Основатель: Уильям Миллер. 1782 – 1849.

Уильям Миллер родился в Питсфилде, штат Массачусетс, в семье полковника. Он был старшим из 16-и детей. Его скромное образование (несколько классов общеобразовательной школы) компенсировалось страстной тягой к чтению. Мать его была глубоко верующей, поэтому Миллер воспитывался в атмосфере глубокой набожности, но, достигнув юношеских лет, решил пойти своим путем. Он вырос скептиком, и для него было своеобразным увлечением высмеивать простую веру и благочестивые манеры своих родных. Жизненный путь Миллера не был легким: он служил шефом полиции, мировым судьей, затем был шерифом. В чине капитана участвовал в войне с Англией (1812 – 1814).

После войны, когда Уильяму минуло тридцать лет, он получил в наследство ферму и перешел к более мирным занятиям. Изменилась и его религиозная жизнь: он стал активным членом баптистской общины. Миллер начал систематически изучать Библию, читая ее стих за стихом и не пользуясь при этом никакими комментариями. Вскоре Миллер пришел к выводу, что в библейском послании основной акцент делается на конец света. У него сложилось убеждение, что дословное истолкование ключевых стихов укажет ему дату возвращения Христа.

"Истина", открытая Миллером, была слишком поразительной, чтобы хранить ее в себе: "И опять предо мной с новой силой стал вопрос, каков мой долг перед миром относительно полученного мною свидетельства. Если конец так близок, то важно, чтобы мир узнал об этом". Миллер ожидал, что христиане с готовностью примут его выводы, однако он пишет: "К моему удивлению, всего несколько человек слушали меня с интересом. Сила доказательств была очевидна, но многие оставляли их без внимания, считая пустой болтовней". Публичное признание вычисления Миллера получили только через 9 лет.

В 1833 году он официально стал пресвитером баптистской церкви и начал с увлечением проповедовать в своей местности. 13 ноября 1833 года произошло падение метеоритов, что стало еще одним "доказательством" его теории и "знамением времени". Другим "доводом" стало страшное лиссабонское землетрясение. В этом же году Миллер написал книгу "Доказательства священного писания и истории в пользу второго пришествия Христа в 1843 г. и Его личного царствования в течение тысячи лет".

С 1835 года судьба стала более благосклонной к Уильяму Миллеру. Слова его пророчества уже не отвергали, как раньше, и теперь он, напротив, мог написать: "Господь открывает сердца людей быстрее, чем я могу наполнить их". Он проводил много встреч. В основном, это были недельные конференции, которые давали Миллеру возможность подробно изложить свои взгляды. Часто это вызывало у людей сильные эмоции, и страх перед близким возвращением Христа выливался в "бурный плач и рыдания". В 1839 году Миллер писал: "Изменения прошли везде, где я выступал с лекциями, и везде моя работа продвигалась со стремительной быстротой. Молитвенные дома переполнены. Все люди очень оживлены". Аудиторией Миллера были в основном простые необразованные люди – мелкие фермеры и торговцы.

Точная дата Конца Света была назначена на 21 марта 1843 г. Однако Второе Пришествие не состоялось. Новая дата – 21 марта 1844 г. также не стала днем явления Христа во славе. Этот день получил название "Дня Великого разочарования. После провала предсказаний Миллер впал в тяжелую депрессию. Он писал: "Некоторые язвительно спрашивают меня: "Неужели ты еще не сдался?" Даже маленькие дети кричат прохожим на улице: "Ты купил билет на небеса?" В наиболее модных и популярных печатных изданиях, выпускаемых в великих Содомах нашей страны, рисуются карикатуры, на которых самым позорным образом изображены "белые одеяния святых" (Откр. 6, 11), "вознесение" и великий день "сожжения". В серии скандальных и лживых статей об "одеждах вознесения" осквернялась даже деятельность проповедников".

Миллер раскаялся в попытках вычислить дату Второго Пришествия и прекратил всякую связь с бывшими последователями. Он скончался в бедности в 1849 г.

2. Время основания:

30-е гг. XIX в.

3. Место основания:

США

4. Регион распространения:

Движение адвентистов было распространено преимущественно в США.

5. Местонахождение руководящего центра:

В настоящее время единого центра адвентистов не существует.

6. Базовая литература:

  • Миллер У. "Доказательства священного писания и истории в пользу второго пришествия Христа в 1843 г. и Его личного царствования в течение тысячи лет", 1833.

7. Периодические издания:

Газеты:

  • "The Sign of the Times" ("Знамение времени");
  • "The Midnight Cry" ("Полуночный вопль");
  • "Advent Herold" ("Вестник Пришествия").

8. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

баптизм, эсхатологические ожидания американцев, связанные с изменениями окружающего мира вследствие наступления "эпохи машин".

2. Краткое изложение учения:

Учение первоначального адвентизма в целом соответствовало протестантскому. Его особенность заключалась в попытке вычислить точную дату Конца Света, что противоречит Св. Писанию – "Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1, 7).

Основатель адвентизма Уильям Миллер, изучая Библию и наблюдая за современными ему событиями пришел к мысли, что возвращение Христа уже близко. Он писал: "Найдя все знамения времени и современного состояния мира, и сравнив их, соответственно, с пророческими описаниями последних дней, я был вынужден поверить в то, что этот мир только что подошел к концу срока, отведенного ему на существование". Однако Миллеру было мало просто убедиться, что его поколение живет в последние времена. Детально исследуя пророческие стихи, он выискивал сведения, указывающие на время Второго Пришествия Христа.

Свои выводы Миллер основывал, главным образом, на ветхозаветной книге пророка Даниила:

"и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится" (Дан. 11 – 14).

"Из дальнейшего изучения Писания, – пишет Миллер, – я пришел к выводу, что семь времен правления язычников должны были начаться в то время, когда евреи утратили свою независимость, с момента пленения Манассии, которое лучшие историки датируют 677 г. до Р. Х. Кроме того, я заключил, что 2300 дней начались с семидесяти седмин, с 457 г. до Р. Х., как это датируют лучшие историки, и что 1335 дней, начавшиеся "со времени прекращения ежедневной жертвы и постановления мерзости запустения" (Дан. 12, 11), нужно отсчитывать с момента установления папского правления, после устранения языческой мерзости, которое бы я посоветовал датировать, согласно лучшим историкам, примерно 508 г. по Р. Х. Если отсчитывать все эти пророческие периоды с нескольких дат, установленных лучшими историками для событий, с которых, очевидно, их следует отсчитывать, то все они завершатся в 1843 году".

ПРИ МЕЧАНИЕ:

Сам Миллер после двойного провала своего предсказания (в 1843 и 1844 гг.) отрекся от своего учения.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В 1818 г. Уильям Миллер предсказал, что в 1843 г., наступит Конец Света. Первоначально его слова не были восприняты всерьез, однако начиная с 1830-х годов все больше людей стали прислушиваться к его проповеди. Миллер начал проводить недельные конференции, на которых излагал свои взгляды на толкование Библии и вероятную дату Второго Пришествия.

В 1839 г. послание Миллера приобрело важного сторонника в лице Джошуа Хаймса, влиятельного пастора бостонской церкви "Чардонстрит Чэпл". Хаймс был прирожденным публицистом и любимцем толпы. С 1839 года он стал "импресарио" Миллера, а также "великим организатором" страха и рвения, вызванных приближением тысячелетнего царства.

Пытаясь противостоять потоку саркастических и критических публикаций, возраставшему пропорционально численности собирающихся толп, и вызванному ажиотажу, Хаймс дал согласие на начало газетной кампании в поддержку учения Миллера. Первой попыткой такого рода была бостонская газета "The Sign of the Times" ("Знамение времени"), за которой последовала нью-йоркская "The Midnight Cry" ("Полуночный вопль"). В течение двух лет пользовались большим успехом издания, выходившие в Рочестере, Цинциннати и многих других городах. Под руководством Хаймса сплошным потоком издавались брошюры, памфлеты и книги, рассылавшиеся во все концы света. Именно Джошуа В. Хаймс намного больше самого Миллера способствовал тому, чтобы его дело стало национальным феноменом. Сторонники Миллера получили название "адвентистов" от латинского adventus – "пришествие".

Чем меньше оставалось дней до конца знаменательного для Миллера года, тем больше росло воодушевление среди людей. В канун Нового года Миллер произнес вдохновенную новогоднюю речь, заявив, что "это последний год, в котором сатана будет править на земле". Миллер не сомневался, что этот год, 1843-й, был вычислен правильно. "В этом году, благословенном году, пленные будут освобождены, двери тюрем будут открыты, смерть больше не будет властвовать над нами, а жизнь, вечная жизнь, будет для нас непреходящей наградой. В этот год, знаменательный год, раздастся звук победных труб... Этот год! Самый долгожданный из всех годов! Самый лучший! Он уже грядет!".

В начале года ожидаемого события не произошло. Тогда календарный 1843-й год был продлен до 21 марта 1844 года, дня весеннего равноденствия. В этот день тысячи людей одетых в белое (а, точнее, завернувшись в простыни) с цветами в руках вышли в горы, чтобы встретить Иисуса. Когда день прошел без всяких изменений, наступило разочарование, но Миллер не сдавался. Несколькими днями позже он писал: "Время, вычисленное мною, уже прошло; и в любой момент я ожидаю увидеть сходящего с Небес Спасителя". Однако шесть недель спустя настроение Миллера изменилось: "Я признаю свою ошибку и свое разочарование". Еще несколько недель спустя он публично признал свою ошибку на ежегодной конференции адвентистов, которая проводилась в Бостоне.

Миллер был не единственным, кого постигло разочарование. Многие из его последователей были глубоко расстроены и отчаянно пытались примириться со своими разбитыми надеждами. Другие пытались исправить ошибку, пересматривая пророчество в соответствии с новыми критериями. "Движение седьмого месяца" неожиданно заявило, что возвращение Христа состоится в десятый день седьмого месяца того же года по еврейскому календарю, т. е. 22 октября 1844 года. Сам Миллер сперва не соглашался с новым принципом исчисления даты, но поскольку общественность воспринимала эту идею с растущим энтузиазмом, он решил присоединиться ко всеобщему ожиданию. Не желая оставаться в стороне, в рядах скептиков, он всем сердцем поверил, что Господь действительно придет в этот день. Но прошла и эта дата. "Меня дважды постигло разочарование, – писал Миллер, – но, несмотря на то, что я окружен врагами, мой разум совершенно спокоен, а надежда на пришествие Христа сильна, как и прежде".

Сложно постичь всю глубину разочарования и унижения, постигших последователей Миллера сразу же вслед за "Великим разочарованием", как теперь называют этот день. Джозеф Бэйтс, который, благодаря своей идее поклонения в седьмой день недели, впоследствии сыграет важную роль в возникновении движения "Адвентистов седьмого дня", писал, что, когда на следующий день он пошел на рынок, люди насмехались над ним, говоря: "Мы думали, что ты еще вчера вознесся на небеса". Реакцией на это явилась полная депрессия: "Если бы земля разверзлась и поглотила меня, то это было бы отрадой по сравнению с теми душевными страданиями, которые я испытываю, когда мне в лицо бросают насмешки".

Сам Миллер отрекся от своего учения и покинул движение адвентистов. Верными ожиданию остались немногие, однако они не сдавались. В газете "Advent Herold" от 13 ноября 1844 говорилось: "Мы видим, что Господь воспользовался этим провозглашением, чтобы разбудить свет и испытать церкви". Хайрам Эдсон, страстный последователь Миллера из западного Нью-Йорка, начал молиться и попросить Бога открыть ему значение и смысл того, что произошло или, точнее, не произошло. Впоследствии Эдсон вспоминал: "Мы отправились в путь, и когда я проходил мимо большого поля, меня что-то остановило примерно на полпути. Казалось, небеса разверзлись предо мной, и я четко и ясно увидел, что наш Первосвященник, вместо того, чтобы выйти из Святая Святых небесного святилища и прийти на землю в десятый день седьмого месяца, по окончании 2300 дней, в этот день впервые вошел во второе отделение этого святилища, чтобы перед возвращением на землю совершить в Святая Святых еще некую работу". Получив такое видение, Эдсон и его друг, О. Крусиер, обратили разочарование в радость по поводу исполненного пророчества. Они признали ошибку Миллера, но в их интерпретации это была не временная ошибка, а "географическая". Миллер учил, что через 2300 дней святилище будет очищено, и предположил, что момент очищения святилища и будет моментом возвращения Христа на землю. Но Эдсон и Крусиер отвергли это предположение, тем более, что земное событие так и не произошло. Они дали пророчеству другое толкование, и связали очищение с небесным святилищем, куда вошел Христос, перейдя из его внешней части в Святая Святых. Этим действием, по словам Эдсона и Крусиера, Христос как бы отразил служение ветхозаветных священников. После Своего вознесения Он выполнял ежедневное служение священника, давал людям прощение, но 22 октября 1844 года Христос вошел в Святая Святых, и там сутью Его служения стало "изглаживать" грехи умерших верующих. Эта гипотеза, давшая пророчеству новое объяснение и попытавшаяся согласовать "Великое разочарование" с Библией, получила дальнейшее развитие и, в конце концов, стала известна как "доктрина судебного следствия".

Вскоре после "Дня Великого разочарования" среди оставшихся адвентистов начались споры о новой дате Конца Света и богословские дискуссии о статусе умерших до Второго Пришествия. Это привело к распаду единого движения на множество отдельных течений, самым крупным из которых в последствии стала Церковь христиан-адвентистов Седьмого Дня.

2. Современная деятельность

В настоящее время движение адвентистов, основанное Уильямом Миллером, как единое целое не существует. Оно распалось на множество течений и групп.

IV. Ответвления

  1. Церковь христиан-адвентистов Седьмого Дня;
  2. Церковь Адвентистских христиан;
  3. Евангелические адвентисты;
  4. Общество жизни и второго пришествия;
  5. Церковь во Христе Иисусе, или адвентисты грядущего века;
  6. Церковь Бога;
  7. Давидовы адвентисты Седьмого Дня.

V. Библиография

    n
  1. Белов А. В. "Адвентизм", Политиздат, М., 1968;
  2. Белов А. В. "Адвентизм" 2-е изд., Политиздат, М., 1973;
  3. Белов А. В. "Адвентисты", "Наука" М., 1964;
  4. Бирзинь Я. У. "Души в западне", "Латгосиздат", Рига, 1961;
  5. "Вне Тела Христова: ответ адвентистам или субботникам", "Сатисъ", СПб., 1994;
  6. Воронин Л. Е. "Адвентизм и реформизм", Ставропольск. кн. изд-во, 1983;
  7. Жосан Г. П. "Адвентизм и второе пришествие", "Картя Молдовеняскэ", Кишинев, 1984;
  8. Жосан Г. П. "Особенности эволюции современного адвентизма: новые тенденции в идеологии и деятельности" (автореферат), Ташкент, 1979;
  9. Лентин В. Н. "Адвентисты седьмого дня", "Знание" М., 1966;
  10. Мышепуд С. А. "Современный адвентизм и его влияние на быт верующих" (По материалам Беларусии), АН БССР, Минск, 1989;
  11. Никифоров А. В. "Генезис и эволюция эсхато-хилиастических представлений адвентизма седьмого дня и пути их преодоления" (диссертация), ЛГПИ, 1986;
  12. Рогозин П. И. "Почему я не могу?", "Благовестник", М., 1998;
  13. Такер Руфь А. "Адвентизм Седьмого Дня: эсхатологическая путаница".
  14. Шадрин И. И. "Адвентизм – религиозная форма социальной адаптации верующих" (автореферат), Ташкент, 1979.

А. Ш., Ю. Д.


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)