19 ноября
Воскресенье Рядового времени

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ

Движение в рамках идеологии "New Age".

I. Основные данные

1. Основатель: Карлос Сесар Сальвадор Арана Кастанеда (1925 – 1998).

Согласно акту гражданского состояния Карлос Кастенеда родился 25 декабря 1925 года в г. Каджамарка, Перу. (По другим источникам, он родился 25 декабря 1931 и переносят место рождения в Сан-Паулу в Бразилии).

Будучи студентом-антропологом Калифорнийского университета и собирая материалы о традициях использования лекарственных растений индейцами Северной Америки, Карлос Кастанеда познакомился с мексиканским индейцем Хуаном Матусом, который стал его учителем. В начале 1960-х годов Кастанеда выпустил книгу "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки", в которой он подробно рассказал о своем ученичестве у мексиканского мага. О жизни Кастанеды известно в основном из его книг, однако на достоверность описываемых в них событий полагаться нельзя.

Известно, что Кастанеда умер 27 апреля 1998 г., однако о смерти его было сообщено лишь 18 июня. Похорон не было. Тело было кремировано в тот же день и останки перевезены в Мексику.

2. Время основания:

Движение начало формироваться после выхода в начале 60-х годов ХХ в. книги "Учение дона Хуана".

3. Место основания:

США

4. Регион распространения:

В настоящее время движение широко распространено по всему миру. Наибольшее число последователей в США.

В России действуют несколько организаций приверженцев учения Карлоса Кастанеды (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и ряде других городов). В Москве: "Центр предвидения и магической защиты", зарегистрированный как филиал Американского шаманского центра под руководством ученика Карлоса Кастанеды – Майкла Харнера, а также "Общество Карлоса Кастанеды".

5. Местонахождение руководящего центра:

Единого центра не существует. Наиболее крупный "Шаманский центр" находится в США.

В Москве – пансионат "Прибрежный" на берегу Истринского водохранилища. Основательница и руководительница московского общества последователей Кастанеды – Алла Слободова.

6. Организационная структура:

Движение последователей Карлоса Кастанеды не является единой иерархически оформленной организацией. Оно представляет из себя сеть автономных объединений приверженцев учения по всему миру. В настоящее время основными идеологами движения являются: Майкл Харнер, Кэрол Тиггс, Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау, Норик Александер.

7. Базовая литература:

  • Карлос Кастанеда "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки". (Впервые книга вышла в начале 60-х гг. ХХ в.).

В последующие три десятилетия вышли еще 8 книг Карлоса Кастанеды, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана.

8. Периодические издания:

Данных нет

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

оккультизм, верования и магические практики американских индейцев (толтеков).

2. Краткое изложение учения:

Доктрина движения изложена в книге Карлоса Кастанеды "Учение дона Хуана". Это учение Кастанеда называет "магией", хотя он добавляет, что сам Дон Хуан отмечал неточность этого названия. Себя дон Хуан в книге Кастанеды именует "видящим", "человеком знания", "воином абсолютной свободы". Согласно "Учению дона Хуана", то, как абсолютное большинство людей видят мир, – далеко не единственный способ его видения. Он пишет, что маги – "видящие" могут видеть окружающий мир как совокупность потоков энергетических светящихся волокон, "протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность". В этой картине мироздания человеческие существа видятся магам как некие "светящиеся коконы", пропускающие сквозь себя энергетические волокна Вселенной.

Центральное понятие учения – "точка сборки", представляющая собой яркое пятно на задней поверхности кокона, находящееся на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя при этом его форму. Последователи учения полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через "точку сборки". Кастанеда утверждает, что Вселенная состоит из бесконечного количества миров, расположение которых друг относительно друга дон Хуан в его произведениях сравнивает со слоями луковицы. Когда "точка сборки" перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны. Таким образом человек "собирает миры".

Согласно учению Кастанеды, человеческое существо, рождаясь, получает сознание от безликой могущественной силы, которую маги-индейцы называют "Орлом". В течение всей жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, "Орел" забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями и переживаниями. В качестве способа избежать поглощения "Орлом" своего сознания и сохранить его после смерти физического тела предлагается концепция под названием "Путь воина". Вся жизнь воина должна быть подчинена главной цели, поэтому он должен расходовать свою энергию оптимально, поскольку ее запас ограничен. Для этого воин должен соблюдать следующие правила:

  1. Воин должен переоценивать свои жизненные интересы и занятия и отсекать все лишнее, строго отбирая то, на что он будет тратить свои время и энергию;
  2. Воин должен уйти от повседневной суеты и бесцельного существования;
  3. Воин не должен мучить себя сомнениями или жаловаться на судьбу;
  4. Воин не разменивается на мелочи и ни в чем не дает себе поблажки, он должен являться хозяином своей судьбы;
  5. Воином должно двигать несгибаемое желание достичь "абсолютной свободы", безупречность и жесткая внутренняя дисциплина – вот качества, необходимые воину на его пути.

Становясь на путь воина, человек последовательно должен овладеть магическими искусствами и техниками. Магические искусства "намерения", "сталкинга" и "сновидения" состоят в умении перемещать свою "точку сборки" и удерживать ее в новом положении. Искусство сталкинга состоит в том, что воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения и пребывает за их пределами. Искусство сновидения заключается в том, что воин развивает в себе способности управления собственными сновидениями, общаясь посредством их с существами из других миров или даже перемещаясь в эти другие миры.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Произведения Кастанеды ("Учение дона Хуана", "Путешествие в Икстлан" и др.) содержат обширный материал по использованию наркотиков в ритуальных целях. Кастанеда описывает, как дон Хуан научил его постигать "необычную реальность" и достигать "могущества с помощью галлюциногенных растений: "пейота", "дурмана" и "гриба". После первой пробы растения, содержащего мескалин, автор признался: "Я забыл, что я человек!". Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснил: "Я никогда не употреблял ЛСД, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать привычную уверенность в адекватности восприятий".

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В начале 1960-х годов Карлос Кастанеда выпустил книгу "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки". Вскоре у Кастанеды появились последователи. Движение начало расти. В последующие три десятилетия вышли еще 8 книг Карлоса Кастанеды, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана. Примечательно, что стиль книг заметно меняется от книги к книге, и ко времени написания последних своих работ Кастанеда отбрасывает юношеский максимализм, постепенно превращаясь в лидера группы "магов", руководителя движения своих последователей.

В начале 1990-х появилась группа "Тансегрити", занявшаяся коммерческим внедрением практик, основанных на учении Кастанеды. Эта группа ставила целью спасение мира путем раскрытия тайных тольтекских техник.

2. Современная деятельность

В настоящее время движение осуществляет широкую издательскую деятельность, а также ведет работу по поддержке "естественных религий" – языческих верований американских индейцев, шаманизма, различных видов магии.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера. Справочник. Белгород, 1997.

Ю. Д.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)