Oct 15
Св. Тереза Aвильская, дева и учитель Церкви

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

МАЛЕВАНЩИНА

Русская харизматическая секта

Секта возникла в конце XIX века в Киевской губернии. Она была впервые описана в 1891 – 1892 гг.

Свое название секта получила по имени основателя – мещанина г. Таращи Киевской губернии Кондратия Малеванного. Вначале он принадлежал к штундистам, но затем провозгласил сам себя Иисусом Христом, Спасителем мира и начал предрекать скорый Конец Света. Он заявлял, что вскоре Отец Небесный представит его всему миру и ему поклонятся все народы.

Радения малеванцев очень напоминали молитвы пятидесятников . Во время молитвы Кондратий поднимал руки вверх и начинал дрожать, затем судороги, которые нередко были ритмическими, распространялись на все тело. Малеванный объяснял это вхождением в него Святого Духа. На его малообразованных простодушных последователей все это производило большое впечатление.

Вскоре около Кондратия Малеванного образовалась небольшая община, поселившаяся в его доме на началах коммуны. В ней практиковались "молитвы" с дрожанием и впадением в транс. У сектантов случались слуховые и зрительные галлюцинации, возникало чувство воздушной легкости тела и т. п. Собрания обычно начинались с пения, (ни чтения Библии, ни проповеди не было), затем начинались вздохи, всхлипывания, и слезы, которые впоследствии переходили в истерические припадки. Среди общего шума, крика и беспорядка, одни неожиданно падали навзничь, другие кричали, плакали, прыгали, хлопали в ладоши, били себя по лицу, рвали на себе волосы, топали ногами, плясали и т. д. Практиковалась и глоссолалия, в точности как у пятидесятников.

В конце 1889 г. движение приняло эпидемический характер, быстро и почти одновременно охватило до 15 отдельных общин штундистов в разных уездах. Переход штундистов в малеванщину совершался целыми общинами, иногда в количестве нескольких сотен, тогда это принимало характер религиозной истерии. Среди особенно рьяных последователей секты случались самоубийства.

К 1890-му году у Малеванного насчитывалось более тысячи последователей. Несмотря на строгое запрещение полиции, к нему постоянно шли паломники из штундистов, чтобы поклониться и принести ему дары. Популярность Малеванного была столь велика, что из-за многолюдства к нему невозможно было попасть днем, поэтому поклонники пробирались ночью, подкупая охрану. Семья Малеванного стала весьма состоятельной. Каждый член секты обязан был продавать свое имущество и отдавать в общую кассу, поэтому секта и ее лидеры не испытывали недостатка в средствах.

Не смотря на материальный достаток, Кондратий Малеванный часто болел, кроме того, у него случались припадки, когда он пытался "вознестись на небо" и, естественно, падал с крыши дома, получая тяжелые ушибы. Однако это ничуть не разочаровывало его восторженных почитателей. В 1891 г. Малеванный по распоряжению властей был освидетельствован врачами и помещен в кирилловскую больницу в Киеве. Из больницы он продолжал распространять свои проповеди, которые под названием "Евангелия Малеванного" ходили среди штундистов, привлекая все новых последователей. Затем он был отправлен в Казань и помещен в психиатрическую больницу.

В 1899 г. во главе секты стал крестьянин Иван Лысенко. Сначала он выдавал себя за особенного посланника или ангела Малеванного, за "трубу Божью" или "живую трубу", а затем за "Св. Духа", исшедшего от Малеванного.

Вероучение малеванцев строилось главным образом на отрицании как штундизма, так и русского православия. Главная идея состоит в том, что ни в Евангелии штунды, ни в обряде Православной Церкви нет спасения. Чтобы спастись, нужно "родиться свыше", чтобы Христос воплотился в нас. Идея "воплощения" Христа в верующих людях роднит секту малеванцев с хлыстами. Малеванцы верили, что Иисус Христос жил на земле, но считали его "человеком, воплотившим Бога в себе". По учению секты, человеческие души после смерти переселяются в тела новорожденных. Однако истинные христиане, ("воплотившие Бога в себе"), не могут умереть. Те, кто все же умирают, тем самым доказывают, что они не настоящие христиане. Наиболее совершенным образом воплотил в себе Бога Кондратий Малеванный – он есть истинный Христос, Сын Божий и Спаситель. Само его прозвище – Малеванный, по мнению последователей секты, глубоко символично, поскольку его (т. е. Христа) "малевали" на иконах.

Библия, по учению секты, не содержит полноты Истины, но заключает в себе пророчество о современном Христе – Кондратии Малеванном, а потому читать ее полезно. При этом понимать Писание необходимо в "духовном", иносказательном смысле. На деле каждый малеванский проповедник изъяснял Евангелие по-своему.

Малеванцы жили в постоянном ожидании конца света, который они представляли как изменение условий существования человека на этой земле, наступление идеального порядка, всеобщего равенства и братства, мира правды и общего блаженства, без смерти и тления, без труда и забот о будущем.

Малеванщина не получила распространения за пределами Украины, ее последователи были, главным образом, сосредоточены в Киевской губернии.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)