Dec 3
Св. Франциск Ксаверий, священник

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

КАО ДАЙ

Синкретическая секта вьетнамского происхождения

Полное название секты: "Као Дай Тьен Онг Дай Бо Тат Ма Ха Тат". "Као дай" в переводе означает "Верховный Храм" – храм без крыши, где восседает Высший Дух.

Основатель

Основателем секты является Нго Ван Чиеу, чиновник французской колониальной администрации во Вьетнаме. Он родился в г. Холоне в 1878 году, получил образование в колониальной школе, увлекался мистикой, в частности, спиритизмом. С 1902 г. он сам стал проводить спиритические сеансы. С 1920 г. ему стал являться дух, который назвал себя Као Дай.

История возникновения

В 1920-х годах вьетнамские поклонники спиритизма стали создавать свои кружки. Последователи Нго Ван Чиеу с 1920 г. получали откровения духа Као Дай, а последователи другого медиума Фо Лоуна с июня 1925 г. связывались с духом, представлявшимся как "ААА" (24 декабря он "открыл" свое имя: Нгок Хоанг Туонг Де Вьет Као Дай Гиао Нам Фуонг – "Нефритовый император, называемый Као Дай, духовный хозяин Южной Части").

В январе 1926 г. произошло слияние двух кружков, в результате которого возникла секта "Као Дай".

Суть нового учения сводилась к тому, что на протяжении всей человеческой истории Верховное Божество (Као Дай) обращалось к людям с проповедью Истины, которая впоследствии затемнялась и искажалась последователями разных религий. Поэтому Верховное Божество решило обратиться к людям напрямую – через спиритические сеансы.

Вскоре у секты появились новые последователи среди увлекавшихся мистицизмом образованных вьетнамцев. Центром новой секты стало поселение Тэй Нинь близ Сайгона. Именно там Верховное Божество повелело основателю секты Нго Ван Чиеу и первому "патриарху" Ле Ван Чунгу построить храм новой истинной веры.

Количество последователей "Као Дай" быстро росло. Во многих соседних районах появились маленькие храмы, в миниатюре копирующие главное святилище в Тэй Нине. Быстрое распространение секты во многом было связано с поддержкой, которую оказывали ей французские колониальные власти. Показательно, что на пышно организованной церемонии открытия первого храма присутствовали высшие представители французской администрации Южного Вьетнама, а также сам генерал-губернатор Индокитая.

Вероятно, французам импонировала прозападная ориентация секты. Среди ее последователей преобладала европеизированная вьетнамская интеллигенция – преимущественно чиновники, получившие европейское образование в католических школах Вьетнама.

Первоначально западная составляющая синкретического учения секты была более заметна. Над крышами храмов "Као Дай", включая верховный храм в Тэй Нине, возвышались кресты. Однако в 1930-е годы на фоне усиливавшегося национально-освободительного движения настроения в секте несколько изменились. Центральный храм был перестроен в восточном стиле, кресты с крыш были сняты, а их изображения с публикуемых в сектантской литературе фотографий уничтожались.

Деятельность секты была тесно связана с политикой. Официально каодаисты объявили себя силой, борющейся за освобождение страны от иностранного владычества. Однако в действительности секта выражала интересы умеренных реформаторов, находившихся под контролем колониальных властей. Действительно, весьма странным представляется тот факт, что в период жесткого противостояния, когда французским войскам приходилось подавлять восстания в разных частях страны, в окрестностях Сайгона абсолютно открыто действовала "антифранцузская" религиозная организация. Известно, что каодаисты устанавливали контакты с мистическими кружками Европы.

Французы активно использовали "Као Дай" в борьбе с коммунистами. Вооруженные отряды каодаистов стали реальной силой в Южном Вьетнаме. 25 августа 1945 г. император Бао Дай отрекся от престола и коммунисты попытались захватить власть. Потерпев поражение, они ушли воевать в джунгли, продолжая оставаться серьезной угрозой для французского владычества на юге Вьетнама. Наличие каодаистских отрядов в наиболее важных в стратегическом отношении точках Южного Вьетнама в этой ситуации было весьма кстати. Колониальные власти снабжали сектантов оружием и разведывательными данными. Постоянная война с каодаистами не давала усилиться оттесненным глубоко в джунгли отрядам коммунистов. Во многом благодаря этому, французы могли поддерживать относительно стабильную ситуацию в регионе.

После разделения Вьетнама в 1954 г. на Северный и Южный и передачи контроля над Южным Вьетнамом американцам ситуация изменилась. Отряды секты были разоружены, власть передана в руки католического меньшинства, и каодаисты постепенно сошли с политической сцены как действенная сила. В результате проамериканский режим столкнулся с небывалым усилением коммунистов.

После завоевания Южного Вьетнама северовьетнамскими войсками и объединения страны под властью коммунистов, последователи "Као Дай" оказались в весьма тяжелом положении. Многие из них покинули пределы страны. Каодаистские общины образовались в некоторых европейских странах, а также в Австралии, Камбодже и Америке. В самом Вьетнаме каодаистам запретили любую культовую практику, и в первую очередь спиритические сеансы. Руководители секты оказались в "лагерях перевоспитания".

Ситуация изменилась лишь в конце 80-х годов, когда власти начали проводить постепенную либерализацию религиозной политики. Из лагерей вернулись духовные лидеры каодаистов, членам секты разрешили восстанавливать храмы и проводить службы.

В настоящее время деятельность секты контролируется Комитетом по делам религий при правительстве Социалистической Республики Вьетнам. Под запретом остается лишь проведение спиритических сеансов. При этом сами последователи секты объясняют молчание Высшего Божества тем, что дух Као Дай отказался от выхода на контакт с медиумами, дабы не подвергать своих чад репрессиям со стороны коммунистического государства. Некоторая напряженность каодаистов в отношениях с властями остается. Это вызвано тем, что среди сектантов распространена идея "вьетнамского нейтралитета". Многие каодаисты отказываются вопреки официальной позиции государства разделять мир на капиталистический и социалистический.

Учение

Согласно учению секты, Верховное Божество имеет много имен, ни одно из которых не способно полностью передать величие Создателя и Творца всего сущего. Последователи секты верят, что Верховный Бог уже дважды даровал людям "спасение". Первый раз через Будду Амитабху, мифического китайского правителя Фу Си и Моисея, второй раз – через Конфуция, Лао Цзы и Иисуса Христа. Ныне же наступила эпоха третьего спасения, когда Бог непосредственно открыл себя людям через спиритические сеансы.

Помимо Верховного Божества каодаисты почитают великую мать Дак Фат Мау (олицетворяющую женское начало во Вселенной), а также множество духов, составляющих особую иерархию. В пантеон входят как даосские, так и буддийские божества. Кроме того, почитаются "великие личности", представляющие западную религиозную и культурную традицию, включая Иисуса Христа. Все духи эволюционируют путем перевоплощения от материального мира к более высоким духовным сферам в соответствии с законом кармы. Духи, полностью расставшиеся с плотью, выступают в роли благодетелей человечества: вестников спасения и проповедников истинного учения.

Основным источником "отбора" почитаемых духов служили спиритические сеансы, в ходе которых медиумы получали откровения от таких великих людей, как средневековый китайский поэт Ли Бо, Жанна д"Арк, Лев Толстой, Виктор Гюго, вьетнамский средневековый полководец Чан Хынг Дао. В 1930-е годы был обожествлен Бенито Муссолини, а в 1992 году за действия, направленные на достижение международного равновесия, каодаисты включили в свой пантеон Михаила Горбачева.

Характерным примером каодаистского синкретизма является фраза, с которой начинается одно из канонических откровений, полученных на спиритическом сеансе от китайского поэта Ли Бо: "Друзья! Иисус Христос среди вас, чтобы указать путь ко спасению". На фронтоне каодаистского храма висит икона, изображающая Виктора Гюго, который пишет на священных скрижалях слова "свобода, равенство, братство". Справа те же слова китайскими иероглифами выводит Конфуций.

Главным символом "Као Дай" является изображение Всевидящего ока, окруженного лучами света.

Религиозная практика

Все последователи "Као Дай" делятся на три категории – священнослужителей, медиумов и мирян. Поскольку считается, что членом секты может быть представитель любой религии, в "Као Дай" существует три общины: конфуцианцев, даосов и буддистов, каждая со своими священнослужителями. Каждая из общин также имеет собственный цвет облачения (соответственно красный, синий и желтый).

Каодаистское богослужение, которое с особой торжественностью проводится в храме Тэй Ниня, весьма зрелищно. Представители духовенства в одеяниях трех цветов выстраиваются колоннами лицом к алтарю и начинают совершать молитвы, сопровождаемые земными поклонами. Служители высшей иерархии возжигают благовонные палочки. Несколько музыкантов в верхней надвратной галерее сопровождают богослужение вьетнамской традиционной музыкой. Миряне с трех сторон плечом к плечу правильными рядами (в ряды их выстраивают особо назначенные старосты) стоят внутри храма.

Ответвления

Уже в первое десятилетие существования секты в ней выделился целый ряд самостоятельных направлений. Наиболее влиятельным стало тэйниньское направление, возглавляемое Фам Конг Таком – "реформатором" каодаизма.

В настоящее время число приверженцев всех направлений "Као Дай" достигает примерно трех миллионов человек.

Литература

  1. Ветюков В. А. "Спиритические откровения духа Као Дай. Вьетнамские сектанты канонизировали Михаила Горбачева" // "НГ-РЕЛИГИИ", 15 января 2003 г.
Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)