Религия
Монотеистическая, национальная
Название
Слово сикх происходит от санскритского шишья – "ученик".
История возникновения и развития
Сикхизм возник в XV веке в результате взаимного влияния индуизма и ислама. При этом, из индуизма наибольшее влияние на формирование новой религии оказало течение бхакти, а из ислама – суфизм.
Основателем сикхизма является Нанак – первый сикхский гуру. Достоверных сведений о его жизни практически нет. Сообщается, что он родился 15 апреля 1469 г. в семье мелкого торговца из касты кхатриев, но отказался от торговой карьеры и покинул дом, раздав все имущество бедным. Нанак не стремился к уединению и покою, напротив, он проповедовал среди масс народа, призывая к активной жизни: честному труду и взаимопомощи. Главная идея проповеди Нанака – братство индусов и мусульман, равенство всех людей перед Богом, независимо от национальной, культурной и кастовой принадлежности.
В течение четверти века Нанак странствовал по Индии, проповедуя и слагая гимны во славу Единого Бога (ему приписывается 976 гимнов). Его сопровождали мусульманин-музыкант и индус, записывавший гимны. Конец жизни Нанак провел в Картапуре, где он и скончался 7 сентября 1539 г. Преемником Нанака стал его ученик Лахина, известный как второй сикхский гуру Ангад.
В Картапуре начала складываться сикхская община. Первоначально она находилась под сильным влиянием бхакти и суфизма. Она и по форме была близка к суфийским тарикатам. Ученики гуру собирались утром и вечером на обязательные собрания – сангаты, на которых читались проповеди и духовные стихи, а также пелись религиозные гимны. Существовала и общая трапеза – "стол гуру", объединявшая людей разного пола, возраста, кастовой и религиозной принадлежности. Таким образом отрицалась сама идея возможности ритуального осквернения. Эта традиция впоследствии стала одной из важнейших в сикхизме.
В правление Ангада стали устраиваться бесплатные кухни – лангары, где также могли получать еду представители разных каст.
Существенные изменения в сикхской общине стали происходить при третьем гуру – Амар Дасе (1552 – 1574). В это время сикхи начали постепенно отходить от первоначальной простоты и непритязательности, более благосклонно относиться к мирским благам. Амар Дас учредил особые сикхские праздники, разработал брачный ритуал Ананд. Для консолидации общины было установлено обязательное правило: дважды в год весной и осенью все сикхи должны были собираться возле гуру. Общие трапезы, учрежденные еще Нанаком, при Амар Дасе стали элементом ритуала.
При четвертом гуру Рам Дасе (1574 – 1581) власть гуру стала наследственной (до этого каждый гуру сам назначал себе преемника). Сикхская община была разделена на территориальные единицы – манджи, во главе которых стояли масанды, назначаемые гуру. В 1577 г. Рам Дас заложил будущую столицу сикхов Амритсар (первоначально город назывался Гуру Чакк).
В период правления пятого гуру Арджуна (1581 – 1606) сикхи распространились практически по всему Пенджабу. С именем Арджуна связаны важнейшие события в истории сикхизма. 15 октября 1588 г. он заложил в Амритсаре главную святыню сикхов – "Золотой Храм". Именно при Арджуне появилась священная книга сикхов Ади Грантх.
Благодаря организаторскому таланту Арджуна, сикхская община также сплотилась и окрепла, став не только религиозным сообществом, но и мощной политической силой. Арджун поддерживал земледелие и торговлю, ввел систему сбора десятины в пользу общины, обеспечив прочную экономическую основу ее существования. Могольский император Акбар, отличавшийся веротерпимостью, позволил сикхам оставлять себе часть земельного налога. Укрепление сикхской общины продолжалось и при последующих гуру: Харгобинде, Хар Раи, Хар Кришане и Тегх Бахадуре.
В XVII веке Пенджаб входил в состав империи Великих Моголов, и существование крупного автономного религиозного сообщества на северо-западных границах государства вскоре стало беспокоить могольских правителей. Это неизбежно привело к конфронтации между сикхами и имперскими властями. Отношение к сикхам резко ухудшилось при падишахе Джахангире. Гуру Арджун был обвинен в прозелитизме среди мусульман, создании книги, порочащей ислам, и поддержке мятежного принца Хусро. В мае 1606 г. Арджун был схвачен в Лахоре, подвергнут изощренным истязаниям и убит. Его сын, гуру Харгобинд, был заточен в крепости Гвалиор якобы за неуплату налогов, а в 1634 г. вынужден был бежать из Амритсара в предгорья Гималаев. Девятый гуру Тегх Бахадур, противостоявший политике активной исламизации Пенджаба, проводимой падишахом Аурангзебом, также был арестован. Его более трех месяцев держали в тюрьме, закованным в цепи, затем в железной клетке доставили в Дели и 11 ноября 1675 г. публично обезглавили.
С целью превращения сикхской общины в боеспособную организацию десятый гуру Гобинд Сингх (1675 – 1708) провел радикальные реформы. Он упразднил пост гуру, объявив единственным гуру священную книгу Ади Грантх, уничтожил систему масандов и создал новое сообщество сикхов – хальсу (от араб. "чистый").
По преданию, 30 марта 1699 г. гуру Гобинд Сингх приказал всем сикхам явиться на праздник Байсакхи вооруженными. Держа в руке обнаженный меч, он предложил выйти вперед тем, кто готов отдать жизнь за гуру и дхарму. Первого, кто вызвался, он увел с собой в шатер, а затем вышел оттуда с окровавленным мечом и повторил свой вопрос. Многие начали в страхе разбегаться, но пять представителей разных каст полностью доверились гуру и один за другим вошли с ним в шатер. После этого он вывел всех живыми и невредимыми и назвал поверивших ему "Пять любимых" (Панч Пьяре). Они первыми были посвящены в новоучрежденную общину – хальсу, а затем приняли в нее самого Гобинд Сингха.
Все, прошедшие посвящение в хальсу (часть сикхов, особенно представители касты кхатриев отказалась это сделать), получили одинаковую прибавку к имени – Сингх ("лев"), что должно подчеркивать братство всех сикхов. Члены хальсы также должны были иметь пять отличительных признаков "пять к":
В рамках хальсы был также создан аскетический орден "Бессмертного Бога" Ниханги (или Акали), задача которого состояла в охране гурдваров.
Реакцией Моголов на создание хальсы стали открытые военные действия против сикхов. К 1705 г. столкновения проходили по всему Пенджабу, сикхский город Анандпур был осажден и через несколько месяцев взят. Многие сикхи, включая троих из Панч Пьяре погибли в боях. Пали в бою два старших сына Гуру Гобинд Сингха, двое младших сыновей 7 и 9 лет были захвачены врагами и заживо замурованы в стену в Сирхинде.
Бахадур Шах начал переговоры с сикхами. Гуру Гобинд Сингх приехал на переговоры в г. Нандер, где на него совершили покушение двое мусульманских фанатиков и был ранен в грудь. Он уже начал поправляться, но неосторожно натянул свой лук, рана вскрылась и 7 октября 1708 г. последний сикхский гуру Гобинд Сингх умер от кровопотери. На этом традиция живых гуру в сикхизме прервалась, однако часть сикхов не признали этого и провозгласили собственных гуру.
Несмотря на сильнейшее давление, Моголам не удалось уничтожить сикхов, их община, реорганизованная гуру Гобинд Сингхом, смогла отстоять свою веру и независимость. В ходе борьбы с Моголами и афганцами на подконтрольных сикхам территориях возникли особые военно-административные единицы – мисали. В истории Пенджаба 1733 – 1801 годы об ычно называют "периодом мисалей". К 60-м годам XVIII в. их было 12: Бханги, Ахлувалия, Рамгархия, Сукерчакия, Канхея, Наккаи, Пхулкия, Сингхпурия, Нишания, Крора Сингхия, Дилевалия и Шахид. Со временем они превратились в самостоятельные сикхские княжества. Военный глава мисаля назывался сардар.
В конце XVIII в. правитель мисаля Сукерчакия Ранджит Сингх (1780 – 1839) создал единое военное сикхское государство и в 1801 г. короновался как махараджа Пенджаба. Ему удавалось в течение долгого времени оказывать сопротивление английским колонизаторам.
После вхождения Пенджаба в состав Британской империи в 1849 г. сикхи подверглись одновременно европейскому влиянию и влиянию индуизма. Это усугублялось тем, что сикхи, в отличие от мусульман, считались индусами, частью индийской религиозной культуры. Отход от сикхских традиций и учения первых гуру привел к возникновению во второй половине XIX в. реформаторских движений. Одним из наиболее заметных среди них стала "Сингх Сабха", способствовавшая возрождению национального и религиозного самосознания пенджабских сикхов. В 1873 г. была создана организация "Шри Гуру Сингх Сабха", которая провозгласила своей целью восстановление чистого сикхизма и возвращение в его лоно вероотступников. Благодаря деятельности этой организации, были открыты многочисленные школы (включая школы для девочек) и колледжи, в т. ч. знаменитые "Хальса Колледжи" в Амритсаре и Гуджранвале, а также больницы и сиротские дома. Началось издание сикхских газет и журналов, исторической и религиозной литературы на панджаби. Движение получило поддержку властей. В 1879 г. была создана "Сингх Сабха" в Лахоре, а в 1880 г. – объединенная "Сингх Сабха" в Амритсаре. В 1902 г. образовался "Главный Совет Хальсы", который стал политической организацией сикхов, сохранявшей свое влияние до 1940-х годов.
Британская колониальная администрация оказывала влияние на сикхскую общину через махантов – священнослужителей, контролировавших молельные дома (гурдвары) и в большинстве своем лояльно настроенных по отношению к англичанам. Четыре главных храма контролировались непосредственно властями. Поэтому антиколониальная борьба сикхов была тесно связана с борьбой за контроль над гурдварами, которая продолжалась с 1919 по 1926 гг. Движение получило название Акали. В 1920 г. возник выборный "Комитет по управлению гурдварами" ("Широмани гурдвара прабандхак комити"), который после нескольких лет тяжелой, подчас кровопролитной, борьбы добился отстранения махантов от управления гурдварами. В ноябре 1925 г. "Закон о сикхских гурдварах" санкционировал передачу храмов в ведение Комитета, который с этого времени стал авторитетнейшим органом сикхской общины.
В 1921 г. была создана партия сикхских конфессионалистов Акали Дал, принимавшая активное участие в борьбе за независимость Индии и сотрудничавшая с Индийским Национальным Конгрессом. В 1940 г. конференция Акали Дал приняла резолюцию с требованием, в случае раздела Индии на доминионы, создать особое сикхское государство Халистан (от слова "хальса") или Сикхистан.
После обретения Индией независимости в 1947 г. часть сикхов выступила за отделение Пенджаба. Вследствие этого во второй половине ХХ века отношения сикхов с индийским правительством часто были весьма напряженными. В 1984 г. сикхские экстремисты совершили покушение на премьер-министра Индии Индиру Ганди. После этого в Амритсаре была проведена войсковая операция под названием "Голубая звезда", многие сикхские святыни были разрушены или значительно пострадали.
В настоящее время сикхская община играет достаточно активную роль в политической жизни Индии.
Священные тексты
Священной книгой сикхов является Ади Грантх ("Изначальная Книга"), называемая также Гуру Сахиб. Сикхи считают Ади Грантх средоточием всей божественной мудрости. Именно Ади Грантх является главным предметом религиозного почитания в сикхизме.
Ее составление относится ко времени правления пятого гуру Арджуна (1581 – 1606). Его ученик Гурдас записал ее специальным шрифтом гурмукхи (букв. "из уст гуру") к 1604 г., однако позднее она еще дополнялась.
Гуру Гобинд Сингх провозгласил книгу Ади Грантх вечным гуру (Гуру Грантх), т. к. в ней собрано живое слово всех гуру. По легенде, он сказал перед смертью: "Имейте Ади Грантх вместо меня". В действительности Ади Грантх содержит сочинения семи гуру: Нанака, Ангада, Амар Даса, Рам Даса, Арджуна, Тегх Бахадура и Гобинд Сингха. Кроме того, в нее вошли стихи средневековых мистиков, как индуистских, так и мусульманских (например, бхакта Кабира, суфия Фарид-уд-Дина и др.).
Ади Грантх содержит более 6 тыс. стихов на языке садхбхаша (смесь хинди и панджаби), предназначенных для чтения нараспев.
Весьма почитается в сикхизме также Дасван Грантх – "Книга десятого гуру", куда вошли религиозные сочинения гуру Гобинд Сингха.
Вероучение
Доктрина ортодоксального сикхизма основана на учении десяти гуру. Их имена (в скобках даны годы жизни):
Сикхом считается тот, кто следует учению десяти гуру и почитает священную книгу сикхов Ади Грантх.
Как уже отмечалось, учение сикхизма складывалось под влиянием индуизма (главным образом, бхакти) и ислама (преимущественно суфизма). Исследователи отмечают, что наиболее заметное влияние на сикхизм оказали идеи бхактов Рамануджи (XI в.), Нимбарки (XII в.), Мадхвы (XIII в.), Чайтаньи (XV в.) и Валлабхи (XV в.). Для них путь спасения (выхода из бесконечного круговорота перерождений) заключается в глубокой преданности личному богу, непосредственной эмоциональной связи с ним. В сикхизме общение с Богом – также глубоко личный мистический процесс, исключающий необходимость посредников. Первые сикхские гуру резко критиковали индуистских и мусульманских священнослужителей, выступали против авторитета Вед и Корана. Впрочем, полной последовательности здесь не было: некоторые гуру обращались к авторитету Вед.
Сикхи исповедуют веру в единого Бога, которого называют разными именами: Хари, Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах или Сахиб. При этом считается, что у Бога нет собственного имени, т. к. ни одно слово не способно передать Его сущность. В то же время, существует множество эпитетов, которые могут быть употреблены по отношению к Богу. Все они в равной мере правильны, но недостаточны: "Единый" (Эк), "Вечный" (Акал), "Бестелесный" (Ниранкар), "Истина" (Сат) и т. п. Гуру Гобинд Сингх добавил Богу еще один эпитет – сарблох ("полностью железный") – Бог карающий зло, сокрушитель тиранов. В связи с этим одним из символов Бога является меч.
Бог является Абсолютной Личностью. У Него нет аватар, каких-либо видимых форм, Его невозможно описать или изобразить. Он проявляется только через Свои деяния и имеет функции Создателя, Хранителя и Разрушителя.
Бог не имеет никаких атрибутов или качеств поэтому Он определяется как "лишенный качеств" (ниргун). Однако для того, чтобы быть ближе к человеку, Бог добровольно становится "наделенным качествами" (сагун). Это делает возможным общение с Ним посредством молитвы, медитации и пения гимнов.
Путь спасения в сикхизме называется нам-марг ("путь имени") или сахадж-йога. Как и последователи индуизма, сикхи верят в реинкарнацию и считают, что человек, как высшее из творений Бога имеет исключительную возможность выйти из колеса перерождений. Чтобы достичь этого, необходимо преодолеть свой эгоизм, сосредоточение на себе заменить сосредоточением на Боге. Именно любовь к Богу, согласно сикхизму, является высшей до брод етелью и условием спасения. Преданность Богу имеет несравнимо большее значение, чем религиозные обряды.
В практическом смысле сосредоточение на Боге достигается посредством размышлений о Нем и постоянного мысленного повторения Его имен (симран или нам-смарана, нам-джапан). Таким образом возникает ощущение божественного присутствия, человек получает возможность контролировать свой разум и духовно эволюционирует до понимания Имени как Абсолюта.
Всего существует пять последовательных стадий духовного совершенствования. На этом пути исключительно важно руководство гуру, который указывает путь и ведет по нему ученика (сикха).
Этика
Все моральные и духовные добродетели сикхизма основаны на любви к Богу и сосредоточении на Его имени. Служение Богу – это деятельное служение Его созданиям. Сикхизм отвергает аскетизм и монашество (все сикхские гуру вели обычную семейную жизнь). Сикх должен зарабатывать на жизнь собственным трудом и делиться результатами своего труда с другими. Наиболее важными добродетелями считаются стойкость, воздержанность, самообладание, мудрость и покорность Божьей воле.
Культ
Центрами религиозной жизни сикхов являются молельные дома гурдвары ("врата гуру"). В них хранится главная святыня сикхов – книга Ади Грантх. Гурдвары, как правило, строились в исторических для сикхов местах, связанных с именами сикхских гуру. При гурдварах действуют школы, общественные трапезные, гостиницы для паломников.
Главная сикхская гурдвара "Золотой Храм" (Харимандир или Дарбар Сахиб) находится в столице сикхов Амритсаре (букв. "океан амриты"), посреди священного пруда. Здесь с 1604 г. хранится оригинал Ади Грантха. В сокровищнице храма хранится оружие сикхских гуру, золотые двери для торжественных входов в храм, различные ритуальные предметы, используемые в праздничных богослужениях.
Рядом с "Золотым Храмом", на западной стороне священного пруда, находится одна из главных сикхских святынь – храм Акал Тахт (букв. "Трон Вечного"). Он был возведен как символ светской власти гуру в 1606 г. Именно здесь проходят праздничные собрания сикхской общины и посвящение в хальсу. В Акал Тахт хранится меч гуру Гобинд Сингха и другие священные для сикхов предметы, а также документация сикхской общины. Здесь же расположены штаб-квартиры некоторых сикхских общественных и политических организаций.
Ежедневно на ночь Ади Грантх перемещается из "Золотого Храма" в Акал Тахт, а утром торжественно переносится обратно.
Молитвенные собрания сикхов – сангаты включают проповедь, пение гимнов и обряд совместной трапезы, во время которой из рук в руки передается чаша с водой.
В сикхизме существуют и обряды "жизненного цикла". Первый из них – наречение имени. Обряд проводится, когда ребенку всего несколько дней. Священная книга Ади Грантх открывается наугад, и по первой букве первого слова на странице определяют с какой буквы должно начинаться имя. При этом имя может быть индийское, мусульманское и даже европейское, однако наиболее популярны имена сикхских гуру.
Вторым по времени и первым по значимости является пахул – посвящение в хальсу. Он проводится в присутствии всей общины сразу для многих мальчиков и девочек, достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Обряд в точности повторяет первую церемонию посвящения в хальсу, проведенную гуру Гобинд Сингхом. Проводят его избранные для этой цели пять наиболее уважаемых членов общины, которые называются "Панч Пьяре". Церемония проходит перед книгой Ади Грантх. В железном сосуде приготовляют специальный напиток – амриту. Посвящаемые произносят клятвы, затем пригоршнями пьют амриту, после чего их голову и лицо обрызгивают амритой. Затем новопосвященные по очереди пьют амриту из общего сосуда в знак того, что они стали братьями. Прошедшие посвящение становятся полноправными членами сикхской общины и получают добавление к имени Сингх или Каур. Они могут вступать в брак, посещать все святыни, должны неукоснительно соблюдать все предписания сикхизма. Для тех, кто по каким-либо причинам вышел из общины, а затем вернулся в нее, обряд может быть проведен повторно.
Свадебные обычаи сикхов в целом мало чем отличаются от индуистских, однако, в отличие индуистов, у сикхов не обязательно давать за невестой приданое и не возбраняется замужество вдов. Сам ритуал бракосочетания (ананд карадж) связан с книгой Ади Грантх. Он обычно проводится рано утром, на рассвете. После того, как молодые четыре раза обойдут вокруг книги, они считаются мужем и женой.
Похороны также похожи на индуистские, но совершать поминальные жертвоприношения (шраддха) официально запрещено. Умерших кремируют. Считается, что во время похорон нельзя давать волю эмоциям. Траур длится от четырех до десяти дней.
Во время проведения всех ритуалов читается Ади Грантх. Как правило, также читают сакхи – рассказы об эпизодах из жизни сикхских гуру. Наиболее популярна "Джанам сакхи" – памятник XVII – XVIII вв., повествующий о жизни гуру Нанака.
Праздники
Первые сикхские праздники появились при гуру Амар Дасе (1552 – 1574). Особое значение имел весенний праздник Байсакхи, в который все сикхи собирались вокруг своего гуру.
Духовенство
Первоначально сикхскими храмами (гурдварами) управляли особые жрецы – маханты, находившиеся под контролем общины и получавшие фиксированное жалование. Примечательно, что большинство из них принадлежали к течению удаси, т. е. не были ортодоксальными сикхами. В XIX в. жречество стало наследственным, а доходы от пожертвований перешли в собственность махантов. В храмах появились идолы, т. к. культовая практика удаси близка к индуистской. В 1925 г. по "Закону о сикхских гурдварах" маханты были отстранены от управления храмами хальсы. В настоящее время ими владеет "Комитет по управлению гурдварами". Руководителем общины при храме является джатхедар.
Организационная структура
Все ортодоксальные сикхи составляют единую общину – хальсу или пантх. Собрание сикхов называется Сарбат хальса. После гуру Гобинд Сингха именно пантх является законодателем и судьей сикхов. Решения, принятые выборными представителями общины в присутствии священной книги Ади Грантх и самой общины, которая должна быть представлена не менее чем пятью тысячами сикхов, считаются обязательными для исполнения как гурумата – решение гуру.
Несмотря на то, что Нанак и его первые последователи отрицали кастовую систему и говорили о всеобщем равенстве перед Богом, на практике касты в сикхской общине сохранились. Сикхи верят, что путь к спасению открыт для представителей всех каст и не считают общение с членами низших каст осквернением. Тем не менее, при выборе брачного партнера обычно руководствуются именно принципом кастовой принадлежности.
Наиболее влиятельна немногочисленная торговая каста кхатриев. Из нее происходили все сикхские гуру. Другая торговая каста – арора. Доминирующей по численности является земледельческая каста джатов. Далее следует ремесленная каста рамгархия. Внизу социальной лестницы находятся касты мазхаби (рангрета) и рамдаси – бывшие неприкасаемые, перешедшие в сикхизм в на рубеже XIX – ХХ веков.
Ответвления
Сикхи делятся на кешдхари – ортодоксальных сикхов, принадлежащих к хальсе, и сахадждхари, не признающих реформ гуру Гобинд Сингха.
Распространение
Сикхизм, возникший как миссионерская религия, со временем превратился в этноконфессиональное сообщество. В настоящее время сикхи компактно проживают на территории двух индийских штатов – Пенджаб и Хариана. Почти все сикхи живущие в других штатах Индии или за границей – выходцы из Пенджаба.
По данным на 1 января 1998 г. в Россий ской Фед ерации была зарегистрирована 1 сикхская община.
В современной Индии сикхи составляют примерно 1,9 % от общего числа населения.
Литература