20 ноября
Св. Рафаил Калиновский, священник

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

КАББАЛИЗМ

Оккультно-мистическое течение в иудаизме

Слово Каббала в переводе с древнееврейского означает "предание".

История возникновения и развития

Каббала предположительно возникла среди иудейской диаспоры в Вавилоне (585 – 535 до Р. Х.), а затем проникла в Малую Азию и далее – в Европу. Она стала распространенной религиозно-философской системой в XII – XIII вв. и долгое время сохраняла популярность среди образованных иудеев, особенно в Испании, находившейся под властью мусульман, и в Палестине.

До XII в. о Каббале ничего не было известно. Существует версия, что ее учение выведал у каббалистов и, вопреки их желанию, опубликовал Моисей Лионский. Часть исследователей считает, что Каббала была ранее неизвестна, поскольку она сложилась как учение только к этому времени.

Сами каббалисты утверждают, что знание Каббалы передается из поколения в поколение от великого мудреца Ари Кадоша (раввина Ицхака Лурии Ашкенази).

Авторитетные источники

Последователи Каббалы оставили множество записей, которые затем дополнялись различными толкованиями. Первая книга была составлена в VIII в. Она называлась "Сефер Иецира" ("Книга Творения"). Ее авторство приписывается Ионафану бен Узиелу. Дальнейшее развитие мистика Каббалы получила в книге "Зогар" ("Сияние"), составленной предположительно в XIII в. Считается, что "Зогар" написал Шимон бен Иоахай.

Наиболее известными еврейскими мыслителями, разрабатывавшими учение Каббалы в период мусульманского владычества в Испании, были Авраам бар-Хия, Авраам Абулафия, Иегуда бен Барзилай, Ибн Маймун (Маймонид).

Учение

Представители раннего каббализма утверждали, что их учение является Откровением свыше, которое ниспослано избранным праведникам. Значительное влияние на развитие каббализма оказал неоплатонизм и гностические учения. Через них в Каббалу проникли чуждые Писанию элементы, такие как астрология, нумерология, а также учение о том, что мир является эманацией Божества.

В основе учения Каббалы лежит идея о том, что в Торе, помимо явного текста, присутствует и некий тайный эзотерический смысл. Еврейские законоучители Гиллел и Наум Тимзо (I в. до Р. Х.) говорили, что каждое слово, каждый слог, каждая буква и каждая частичка – все имеет таинственный смысл. В Св. Писании в зашифрованной форме якобы содержатся ответы на философские вопросы о происхождении мира и человека. Отчасти это представление объясняется тем, что во времена Вавилонского плена евреи уже не понимали древнего языка, на котором написана Тора, и текст воспринимался ими как некий таинственный код.

Каббала разделяется на умозрительную и прикладную (практическую). Первая представляет собой учение о Боге, мире и человеке, вторая – приемы “расшифровки” тайного смысла Торы. Практическая Каббала также включает путь мистического общения с Богом через вхождение при помощи особых техник в состояние экстатического транса.

По учению Каббалы, основа всего сущего – Единый Бог, непостижимый Абсолют, монистическое сочетание духа и материи, мужского и женского начал. В начале Он пребывает вне мира как Эн-Соф – "Бесконечное" и Ани – "Ничто". Для того, чтобы проявиться в мире, Абсолют самоограничивается, "стягивается". Внутри Его образуется пустота, благодаря чему бесконечный свет Эн-Софа получает возможность лучеиспускания (эманации). Лучи божественного Света являются основными формами или категориями бытия.

Мир возникает посредством 32-х путей творения. 10 из них – сефироты (отождествляемые с "невещественными" числами), а 22 – буквы еврейского алфавита. Считается, что посредством десяти цифр можно исчислить все, что угодно, а 22 букв достаточно, чтобы написать все возможные книги, поэтому неизреченное Божество открывает все Свои проявления посредством 32 путей.

Сефироты (Корона, Мудрость, Разум, Милость, Строгость, Красота, Победа, Сияние, Основания и Царство) являются эманациями Божества, вытекающими одна из другой, а также Его атрибутами (свойствами) и именами (силами). Они делятся на мужские и женские и образуют триады, составляющие три мира или три уровня бытия. Триада символизирует закон равновесия, когда две противоположности уравновешиваются третьим элементом, а также рождение нового от двух разнополых существ.

Первая триада – "мысленные" сефироты, в которых осуществилось мысленное создание мира. Эта триада образует мир понятий, область творческих идей и живущих ими чистых духов.

Вторая триада – "конструктивные" сефироты. Они образуют мир чувств и ощущений, область душ или живых существ.

Третья триада – "динамические" сефироты. Они образуют мир природы, видимые физические объекты.

Десятая сефирота – Царство (Малхут) представляет совместное господство всех проявлений божества в мире.

Три мира не разделены между собой, а включены друг в друга, подобно концентрическим кольцам. Все сефироты вместе мыслятся как члены единого целого и образуют форму совершенного существа – первочеловека Адама-Кадмона. В Адаме-Кадмоне сефироты распределяются в определенном порядке. По телу и чувственной страдательной душе он принадлежит к низшему миру явлений, по волевому и деятельному началу своей души он связан с миром созидательных сил, а своим высшим духом обитает в мире умопостигаемых идей. Кроме того, у него есть высшее начало, связывающее его с божеством. Божество и Человек в своей высшей форме почти не различаются. Совокупность проявлений Бога и есть образ Адама-Кадмона.

Земной человек – лишь слабое отражение Адама-Кадмона. Однако когда он просвещен мудростью и обладает тайным знанием, его возможности увеличиваются и он приближается к своему прообразу.

Душа человека создана Богом заранее, при зачатии она обретает пол. Задача души состоит в том, чтобы достичь совершенства, в чем ей помогает особый дух (вторая душа), который может вселиться в человека в 14-летнем возрасте.

Душа делится на три части: высшая часть души или дух, собственно душа (руах) и чисто животная органическая сила (нефет), которая заботится о теле и питает его. Кроме того, существует "личный образ" человека. Он вселяется в тело при зачатии и определяет пол, наружность и другие индивидуальные черты. Признается также наличие в человеке "жизненной силы", от которой зависит рост организма.

После смерти душа проходит цепь перевоплощений. Те души, которые предопределены Творцом, возвращаются к Нему и сливаются с Ним, так что трудно определить, сохраняется ли при этом их индивидуальность. Примечательно, что именно посредством учения о реинкарнации каббалисты объясняют стремление неевреев принять иудаизм. По словам раввина Симха Авраама Ашлага, если нееврей стремится стать прозелитом, то "согласно Каббале, считается, что у него есть еврейская душа, которая с помощью сложных переселений попала к нему, и она стремится воссоединиться с другими иудеями" (Из интервью корреспонденту "Газеты" 25.11.2005 г.).

В каббализме сильно развито учение об ангелах, которые происходят из четвертой сефироты и являются движущими силами всего космоса. Ангелы имеют сложную иерархию, они часто отождествляются с силами природы, небесными телами или качествами божества. Считается, что человек, посвященный в тайны Каббалы, способен при помощи различных магических знаков и ритуалов оказывать на них влияние и даже управлять ими. Некоторые исследователи полагают, что учение об ангелах заимствовано каббалистами из зороастризма.

Последователи Каббалы также верят в существование низшей области мироздания, где находится "шелуха" бытия, и где божественный свет теряется во мраке. Именно здесь обитают злые духи, главный из которых – Самаэль или сатана. Он управляет планетой Марс. Примечательно, что и духи тьмы состоят в единстве Адама-Кадмона. Злые духи иногда понимаются как самая несовершенная форма бытия – безликие силы природы, которыми можно управлять при помощи магии.

Практическая или прикладная Каббала представляет собой "вспомогательное средство для совершенствования души". В ней выделяют три раздела: Сод, Пневматика и Шемам форам.

1. Эзотерическое учение Сод включает в себя три каббалистических приема:

Гематрия – замена букв цифрами и раскрытие тайного смысла Торы через анализ размера и расположения различных букв. Наиболее известный пример гематрии – сумма букв, составляющих имя Neron – 666.

Нотарикон – манипулирование буквами в слове, когда каждая буква слова является начальной буквой нового слова. Например, из первого слова Книги Бытия "Бэрэшит" извлекаются 6 слов, составляющих предложение: "Вначале Элохим увидел, что Израиль должен принять Закон".

Теммурах – способы группирования и замены букв другими. Например, алфавит делится на две равные части и буквы первой части заменяют соответствующими буквами второй.

2. Пневматика содержит приемы, с помощью которых можно войти в общение с духовным миром. "Человек делается вместилищем божественной силы и живым органом, через который эта сила мистическими путями передается миру" (из "Справочника по оккультизму").

3. Шемам форам ("открытое имя" ) считается синтезом каббалистического знания. Это учение об именах и символах, правильное произнесение или изображение которых якобы дает огромную мистическую силу.

В настоящее время элементы Каббалы присутствуют в большинстве оккультных синкретических учений. Приверженцами каббализма считают себя многие знаменитости, такие как Элизабет Тэйлор, Барбара Стрейзанд и Мадонна. Символом принадлежности к учению является красная шерстяная нить на запястье. В то же время, раввины – знатоки Каббалы утверждают, что ее изучение духовно вредно и даже опасно для неевреев.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)