23 ноября
Св. Климент I, папа и мученик
Св. Колумбан, авва

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

ЦЕРКОВЬ ХРИСТА

Квазиденоминация

Организация также известна под названием "Бостонское движение".

I. Основные данные

1. Основатель: Кип Мак-Кин (Kip McKean)

В 1979 году в небольшую протестантскую общину американского города Бостона был назначен молодой пастор Кип Мак-Кин. Большая часть прихожан покинула общину, когда Мак-Кин начал вместо Евангелия проповедовать собственное учение, однако некоторые поверили ему и остались. Вскоре к общине примкнули новые последователи. Среда для его проповедей оказалась весьма благоприятной и за 10 лет существования общины число последователей Мак-Кина выросло в несколько тысяч раз. Амбиции Кипа Мак-Кина четко просматриваются в его проповедях: "Время не бояться сказать: Я человек Бога! Я несу слово Бога. И это мое послание – послание Бога".

2. Время основания:

1979 г.

3. Место основания:

г. Бостон, штат Массачусетс, США

4. Регион распространения:

В настоящее время движение распространилось по всему миру. Большинство последователей в США.

"Церковь Христа" также действуют в России, на Украине, в Белоруссии и Эстонии. Наиболее многочисленные общины – в России и на Украине (около 6 тысяч членов).

В Санкт-Петербурге численность общины никогда не превышала 600 человек. Организованная в июле 1992 года (15 человек), к концу 1993 она выросла до 600 человек, и затем прекратила свой рост.

5. Местонахождение руководящего центра:

г. Бостон, штат Массачусетс, США

В России: Главный офис "Московской Церкви Христа" находится в Москве на Каширском шоссе.

6. Организационная структура:

Бостонская "Церковь Христа" управляет 24 "столповыми церквями" (из них 7 в США), которые, в свою очередь, основывают свои дочерние "церкви", отправляя "миссии" по всему миру. В каждом городе "Церковь Христа" носит название этого города, например: "Московская церковь Христа", "Лондонская церковь Христа" и т. д.

Общины построены по "пирамидальному" принципу:

Первичная ячейка "Церкви Христа" – "беседа" (от 3-х до 10-и человек). Периодически проводятся слияния и разукрупнения "бесед". Непосредственной задачей этой группы является проведение 1 – 2 раза в неделю бесед о Библии (отсюда название). Члены одной "беседы" или учатся вместе, или живут недалеко друг от друга. Во главе "беседы" стоит "лидер беседы". Он – наставник, ему можно доверить все. Он же осуществляет контроль за жизнью подопечных: посещаемостью общих собраний, усердностью в изучении Библии, активностью миссионерской работы, следит за "духовным ростом". У "сестер" имеется свой лидер.

Три-четыре "беседы" объединяются в "зону". Руководит зоной лидер одной из "бесед", входящих в "зону". Он – наставник и руководитель для лидеров "бесед".

Три-четыре "зоны" составляют "сектор" (около 100 человек). "Сектор" арендует зал для воскресной проповеди и будничных собраний. Лидер "сектора", ведущий также и "зону" и "беседу", – основной духовный авторитет для членов "сектора". Он ведет уроки по Библии "только для учеников" и проповедует по воскресеньям. Ему обычно сопутствует лидер женщин.

Несколько "секторов" составляют "регион", объединяющий людей, живущих и учащихся на значительной территории города. Лидер "региона" (не освобожденный ни от "сектора", ни от "зоны", ни от "беседы") – как правило хороший проповедник, иногда иностранец. Лидеры "зон", "секторов", "регионов" и их ассистенты – люди, работающие только на "Церковь Христа" и получающие за это зарплату.

Все "регионы" вместе являют собой "церковь", которая носит название в соответствии с местом расположения ("Московская", "Новосибирская" и т. п.). Лидер городской "церкви" как и некоторые лидеры "регионов" носит титул "евангелиста".

Вся система построена на отношениях ученик – лидер. Ученики ответственны перед лидером за каждый свой шаг. Этим достигается контроль над каждым членом организации и поддерживается строгая дисциплина.

7. Базовая литература:

Члены "Церкви Христа" утверждают, что основывают свое учение исключительно на Библии. Однако в действительности авторитет "наставников" имеет для них большее значение, чем Св. Писание.

Практическим руководством в "христианской жизни" служит книга "Первые принципы".

8. Периодические издания:

Данных нет

9. Другие средства массовой информации:

Ежемесячно в США выпускается видеожурнал новостей "KNN".

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

протестантизм

2. Краткое изложение учения:

Целью "Церкви Христа", по словам ее руководителей, является "при жизни одного поколения осуществить евангелизацию всей планеты и возродить христианство в том виде, в каком оно было в 1-м веке".

Как и большинство подобных групп, "Церковь Христа" утверждает, что только она правильно интерпретирует Св. Писание и в точности следует заветам Спасителя. Само учение "Церкви Христа" весьма размыто. Большинство рядовых членов организации и даже "лидеров" не в состоянии его сформулировать. Такую расплывчатость доктрины приверженцы "Церкви Христа" объясняют тем, что их церковь все еще находится в процессе становления. Слово "богословие" как и слово "религия" имеет в "Церкви Христа" негативный оттенок. Эти понятия противопоставляются "живой вере", которая "не нуждается в учениях".

В основе доктрины "Церкви Христа" лежит понятие "ученик". Особо подчеркивается, что название "христианин" применительно к последователям Иисуса Христа появилось сравнительно поздно, через 7 лет после Вознесения Христа. (Это описано в книге Деяний 11, 26: "и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами"). В то же время считается, что само понятие "христианин" в значительной мере скомпрометировано представителями традиционных Церквей, которые носят имя христиан, но живут "не как ученики". В представлении "Церкви Христа", чтобы "быть учеником" необходимо:

  • немедленно оставив все, противное Богу, следовать за Христом;
  • быть ловцом душ (то есть приводить людей ко Христу);
  • отрекаться от себя ради Христа;
  • любить Христа более, чем свою собственную жизнь;
  • любить своих братьев и сестер;
  • молиться Богу, прося у Него поддержки во всем;
  • креститься самому и крестить других учеников;
  • идти и обращать все народы.

На этих, по сути вполне христианских требованиях, руководство "Церкви Христа" часто спекулирует, оказывая давление на рядовых членов. Например, призыв "отрекаться от себя ради Христа" может на деле означать требование ограничить себя в еде, отдыхе и свободном времени для того, чтобы постоянно распространять учение "Церкви Христа", а следование принципу "любить своих братьев и сестер" может вылиться в требование публично исповедовать перед ними грехи.

В действительности понятие "ученик" имеет в "Церкви Христа" весьма специфический оттенок. "Ученик" не самостоятелен и слаб, поскольку не имеет ни знаний ни опыта – он только учится, находясь в послушании у старших. Само слово "ученик" в отличие от "христианин" подчеркивает подчиненное положение рядовых членов "Церкви Христа". Полная покорность авторитету лидеров (которые сами, как правило, не обладают достаточным духовным опытом) выдвигается в качестве условия духовного роста. По словам одного из проповедников "Церкви Христа" Эла Бэйрда: "Мы подчинены и послушны нашим лидерам, даже если они не во всём уподобились Христу…", другой видный деятель "Церкви Христа" Джо Гэрмон заявил следующее: "Мы становимся подобными Иисусу, когда мы принимаем над собой власть… Иисус подчинился не только Отцу, но даже грешному человеку".

"Ученикам" внушается мыс ль о том, что христианская жизнь есть ничто иное как следование правилам, установленным в "Церкви Христа". Другого христианства просто не существует и не может быть, поскольку члены других церквей "живут не как ученики" и, следовательно, не являются истинными христианами и не могут рассчитывать на спасение.

Правила, существующие в "Церкви Христа", таким образом, воспринимаются как установленные Самим Богом и их нарушение считается грехом. В частности, "грехом" объявляется:

  • пропуск собрания группы или других мероприятий без уважительной причины;
  • невыполнение требования об обязательном приведении на собрание 2-х "гостей" каждую неделю;
  • критика в адрес лидеров или учения Церкви Христа;
  • посещение собраний в другой церкви;
  • неразрешённое лидером свидание с девушкой, тем более если она не из "Церкви Христа" и т. п.

Человек, приходящий в "Церковь Христа", сразу попадает в ситуацию "конвейера", когда активная деятельность, которой заняты все (привлечение новых членов, постоянные встречи, собрания и т. п.), полностью захватывает его, не давая опомниться, и вынуждает быстро приспосабливаться к общему ритму. Выйти из этого ритма уже сложно, тем более, что в представлении последователей "Церкви Христа" только такая жизнь может считаться "христианской", т. е. единственно правильной.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Характерной особенностью "Церкви Христа" является детально проработанная система психологического давления на членов общины и на всех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. Это давление носит как личный, так и групповой характер. Используются такие методы как навязчивость, лишение свободного времени, ограничение сна, плохое питание, внушение комплекса вины. Вступающие в "Церковь Христа" обязаны прервать близкие отношения с представителями противоположного пола, даже в том случае, если в них, с нравственной точки зрения, нет ничего предосудительного. Даже придерживаясь чистоты в подобных взаимоотношениях, мужчина, будучи в "церкви", не может иметь невесту "из мира". То же касается женщин.

В "Итоговом заявлении" Международного христианского семинара "Тоталитарные секты в России" (16 – 20 мая 1994 г., Москва) записано: "Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерные для этого движения, понуждают нас признать, что способ функционирования этой организации скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению".

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В 1981 году руководство "Церкви Христа" выработало план евангелизации населения Земли в течение жизни одного поколения. Этот план предусматривал создание "Церквей Христа" в каждой стране. В рамках его реализации в 1982 году был организован первый филиал за пределами США, в Лондоне. К июлю 1994 года число последователей Мак-Кина в 63 странах мира составило свыше 87 000 человек (156 общин), а к концу 1995 г. в 89 странах имелось уже 242 общины, насчитывающие 118 000 прихожан. На апрель 1996 г. количество членов "Церкви Христа" в Москве составило 2245 человек, по всей России – 12300 человек.

Успех "Церкви Христа" объясняется, прежде всего, сочетанием крайне примитивного толкования христианства с психологически агрессивными методами воздействия на членов "церкви" и потенциальных неофитов. Цель этого воздействия на деле состоит не в обращении души к Богу, а в подавлении критического чувства и сведении к минимуму мыслительных способностей человека. Идея примерно такова: чтобы спастись, надо как можно больше слушаться и как можно меньше думать. К сожалению, многие люди, знающие христианство поверхностно, разделяют подобную точку зрения. Они и составляют основной контингент последователей Кипа Мак-Кина.

Впрочем, в истории "Церкви Христа" не всегда все было гладко: за радикализм ей было официально запрещено действовать в университетах США и Великобритании.

2. Современная деятельность

"Церковь Христа" осуществляет широкую и агрессивную миссионерскую деятельность. Ее приверженцы обычно подходят к прохожим на улицах или в метро и завязывают разговор с таких вопросов, как "Верите ли Вы в Бога?", "Можно ли Вас пригласить на проповедь?" и т. п. В случае, если человек хоть немного заинтересовался, его приглашают на проповедь. На собрании он сразу же попадает в атмосферу внимательного отношения, теплоты и заботы. Всеобщая вовлеченность усиливается поощрением творческой активности: проповеди сопровождаются концертами самодеятельности.

Атмосфера среди собравшихся нагнетается периодическими выкриками из зала: "Давай, брат!", "Давайте, братья и сестры, мы с вами!" При этом импульсивная, подчас истеричная, речь проповедника доводит аудиторию до экстатического состояния. Зал отвечает беспорядочными восклицаниями: "Аминь!", "Аллилуйя!" Постепенно всех присутствующих охватывает истерия, и новичок невольно вовлекается в общее настроение.

"Церковь Христа" зачастую действует и через различные общественные объединения. Ей, в частности, принадлежит благотворительная организация "Hope" ("Надежда").

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера. Справочник. Белгород, 1997;
  2. Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ, Белгород, 1996;
  3. Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека" (Санкт-Петербург, 11 – 12 января 1996 г.) // Миссионерское обозрение (Белгород), 1996 г., №3;
  4. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: "Оборона и безопасность – 8". Выпуск 28. М., 1996;
  5. "Московская Церковь Христа" // Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ), 1995 г., №5;
  6. Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности / Материалы к семинару 11 марта 1996 г., Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского. 1996 г., Информационный бюллетень №1.

Ю. Д.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)