Nov 12
Св. Иосафат, епископ и мученик

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

КАЛЬВИНИЗМ

Течение в протестантизме

Другое название – реформатство.

Основатель – Жан Кальвин (1509 – 1564). Он родился во Франции, в 1530-е годы примкнул к гуманистам, затем заинтересовался идеями Мартина Лютера. Кальвин пошел дальше Лютера в отрицании христианской традиции: он полностью отверг почитание Богородицы и святых, иерархическое строение Церкви, монашество, все Таинства (крещение и причащение были оставлены только как символические обряды), осудил использование в убранстве церкви свечей, икон и даже креста. Единственной основой вероучения Кальвин объявил Св. Писание. Он также заявил, что Библия содержит все необходимые указания по устройству Церкви.

Особое место в учении Кальвина занимает доктрина предопределения ко спасению. Он учил, что ни личная вера, ни добрые дела не могут ничего изменить в жизни человека. Бог избрал одних ко спасению, а других – к вечной погибели. Избранные получают дар веры и рождаются свыше, их свободная воля при этом не играет практически никакой роли.

Согласно Кальвину, каждый человек в любое время и в любом месте находится на службе Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары: время, здоровье, собственность. Основной формой служения Богу является труд. Результат этого труда – материальное благосостояние – воспринимается как Божье благословение и указание на то, что человек входит в число предопределенных ко спасению.

Это учение способствовало формированию особой этики кальвинизма, основанной на принципах "мирского призвания" и "мирского аскетизма". Основной добродетелью кальвинисты считали труд, а грехом – праздность. Отсюда крайне негативное отношение к любым развлечениям.

Свои взгляды Кальвин изложил в ряде работ: "Наставления в христианской вере" (1536 – 1559), "Церковные установления" (1541), "Женевский катехизис" (1545), "Вестминстерское исповедание веры" (1547) и "Шотландское вероисповедание" (1560).

Из Франции Кальвин перебрался в Швейцарию, где приобрел немало последователей, в основном, среди представителей третьего сословия. Он обосновался в Женеве, из-за чего в последствии получил прозвище "Женевский Папа". Кальвин крайне нетерпимо относился к католикам, жестоко преследовал их и сотнями отправлял на костер. Вообще любое расхождение с собственными взглядами он считал ересью и всеми силами старался искоренить.

Города, в которых господствующим вероисповеданием становился кальвинизм, превращались в подобия гигантских казарм: звон колокола указывал общее для всех жителей время пробуждения, молитвы, отхода ко сну и т. д. Яркая цветная одежда запрещалась, все праздники и развлечения также отменялись. Смех считался тяжелым грехом. Единственным днем отдыха было воскресенье, которое посвящалось молитвам и пению псалмов.

Из Швейцарии кальвинизм распространился по другим европейским странам: его сторонники появились в Нидерландах, некоторых областях Франции (гугеноты), Германии, Венгрии и Чехии. Идеи кальвинизма оказали огромное влияние также на английских и шотландских протестантов. В Англии на основе кальвинизма возникло течение пуритан, требовавших радикальной реформы – "очищения" Церкви.

В середине XVI в. кальвинисты объединились со сторонниками другого видного деятеля Реформации – Ульриха Цвингли (1484 – 1531), образовав Реформатскую Церковь Швейцарии. В настоящее время кальвинизм как самостоятельное течение не существует. Основные вероучительные положения кальвинизма присутствуют в учении реформатов, пресвитериан, конгрегационалистов и ряда других протестантских деноминаций.

В России эти деноминации входят в Союз евангелическо-реформатских церквей (с 1991 г.), возглавляемый Синодом и Епископальной консисторией.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)