Nov 4
Св. Карл Борромео, епископ

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ОФИТЫ

Гностическая секта

Название секты происходит от греческого ophis – "змея".

Секта существовала и в дохристианскую эпоху, но впоследствии вобрала в себя ряд элементов христианского учения.

К офитам обычно относят собственно офитов, каинитов, сифиан, наасенов или нахашенов (от еврейского nahas "змей"), варвелиотов (от змия Варвело), коптских гностиков, последователей Иустина-гностика или варухитов (от эона "Варуха").

Все эти течения объединяет учение о Змее, который чаще всего выступал как проводник знания. Согласно доктрине секты, Совершенное Слово нисходит в облике Змея, деяние которого – начало всякого гнозиса на земле. Считается, что в своих храмах офиты устанавливали рядом изображения Христа и Змея. По некоторым данным, последователи секты держали змею в ящике и перед совершением "евхаристии" выпускали ее на стол, на который был выложен хлеб. Те куски, к которым прикасалась змея впоследствии использовались для "таинства". Однако не во всех течениях образ Змея трактовался одинаково. Одни рассматривали его как воплощение самого Ума, от которого произошли дух, душа и т. п., но вместе с тем и злоба, ревность, смерть. Ум (Змей) считался рожденным от Хаоса сыном бога-демиурга Ялдаваофа. Змей оказывается виновником всякого беспорядка, но вместе с тем служит благой Силе, т. к. приносит Знание. В этом случае Змей обладает двойственной природой. Другие считали, что Змей – это София, которая в виде змея противопоставляется Творцу. Она приносит людям знание.

Космология

Первоначало офиты называли "Первым человеком", сыном которого был "Второй человек" ("Мысль"). Третье проявление божества – "Дух Святой" ("Первая Жена" или "Мать Живущего"), который носился над "влагою" и "хаосом", создавая и разделяя элементы. От брака Духа, Первого Человека и Второго Человека родился Христос, и таким образом создалась Святая Истинная Церковь (Единство Отца, Сына, Духа и Христа). При этом Дух-Жена преисполнилась и излилась. Излившись как влажное муже-женское начало или София, она привела в кипение воды Хаоса, снизошла в них до бездны и сотворила себе тело, однако ее пленила материя.

В надежде на освобождение София родила сына Ялдаваофа (Бога иудеев и вдохновителя пророков). Ялдаваоф (как и София) был мучим двумя стремлениями: вверх (назад к Первоначалу) и вниз (к материи). Он призрел свою мать и из воды создал себе шестерых потомков. Эти потомки уже были лишены стремления вверх и вскоре вступили в борьбу между собой.

От отчаяния Ялдаваоф породил из материи, унаследованной от Софии, змееподобное существо (которого назвали Офисом) – средоточие зла, но одновременно и Ум. Узнав об этом, к Ялдаваофу с упреками обратилась София. В ответ на эти упреки Ялдаваоф с шестью потомками создали из материи мир и человека. Но из-за этого акта творения он лишился Божественного света. В то же время Офис, возненавидевший своего отца Ялдаваофа, соблазнил человека. Однако он не подозревал, что запретный плод, который вкусила женщина, дает знание о Первочеловеке. Узнав о Нем, человек сразу начал Его славить, за что и был изгнан из рая. Ялдаваоф и Офис, сами того не зная, осуществили тайный замысел Софии – человек обратился к Первочеловеку и стал славить его.

Таким образом, началась трагедия земного бытия – борьба между Софией, Ялдаваофом и Офисом (который также создал шестерых потомков, враждебных человеку), каждый из которых отправлял в мир пророков, по-своему направляя человеческую жизнь.

Христос

Христос в этой концепции – эон, который снизошел на землю по мольбе Софии, войдя в тело человека Иисуса. Перед страданиями и смертью Иисуса он оставил его тело и вознесся на небо, где потихоньку, в тайне от Ялдаваофа, собирает из душ умерших частички света, чтобы свергнуть Ялдаваофа, после чего мир вернется в первоначальное небытие, а Христос, таким образом, сможет вернуться в "Церковь" – Единство Отца, Сына, Духа и Христа.

Разделы:


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)