19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

АРИАНСТВО

Христологическая ересь

Основателем ереси стал Арий, пресвитер из Александрии Египетской.

Доктрина была впервые сформулирована им во время споров с Александрийским же епископом Александром в 318 г. Так как Арий вел весьма благочестивую жизнь и пользовался несомненным авторитетом, он имел множество учеников и сторонников. Свое учение он провозгласил, будучи уже в преклонном возрасте.

Учение Ария состояло в следующем:

1. Божественный Логос имел начало своего бытия. (По мнению Ария, иначе Он не был бы Сыном т. к. Сын не может быть равен Отцу).

2. Он создан из ничего по воле Отца.

3. Он имеет довременное и до-мирное бытие, но отнюдь не вечное, и, следовательно, не есть истинный Бог, а отличен по существу от Бога-Отца. Он есть творение (ktisma), что якобы подтверждается и Писанием (ариане ссылались на Деян.2, 36; Евр. 3, 2).

4. Будучи сотворенным, Сын все же имеет преимущество над всеми прочими творениями и после Бога он обладает высшим достоинством. Через Него Бог создал все, как и само время. Бог, прежде всего, сотворил Сына, как "начало путей". Между Богом и Логосом существует бесконечное различие, а между Логосом и творениями только относительное.

5. Христос называется Сыном по усыновлению, по благодати и благоволению Отца. По мнению ариан, Он называется Богом неправильно, ибо так называть Его можно только в очень широком смысле.

6. Его воля первоначально также была изменяема – одинаково расположена как к добру, так и к злу. Только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим. Его прославление есть заслуга Его святой жизни, наперед предвиденной Богом.

Истоки учения:

Арий не изобрел ничего принципиального нового. Его учение в значительной степени определялось общими предпосылками Антиохийской школы из философии Аристотеля. В основе богословия стояло положение о трансцендентности Бога и, как вывод, невозможность эманации ни в виде излияния, ни в виде рождения, и, следовательно, невозможность равенства Сына Отцу. Арий считал себя учеником пресвитера Лукиана Самосатского – главы антиохийской школы в 275 – 303 гг., который, вероятно, отрицал совечность Сына Отцу. Арий называл своих сторонников, также вышедших из Антиохийской школы "солукианистами".

Арианство считается наступлением скрытого язычества на христианство, т. к. если язычество могло признать Христа богом равным богам Олимпа, то уж никак не могло признать Его равным Сущему, понятие о Котором, как о трансцендентной первооснове бытия существовало в античной философии.

Развитие:

По поручению епископа Александра Арий проходил служение в Александрии при Бавкалийской церкви. Он имел особое поручение изъяснять Св. Писание. Вскоре проявились его догматические разногласия с позицией Церкви и об этом стало известно епископу. Александр созывает Собор, на котором все стороны открыто высказывают свое мнение. При всей популярности Ария, его позиция не могла уже спокойно существовать в лоне официальной Церкви. Он был осужден и отлучен от Церкви. Однако на сторону Ария встали 7 пресвитеров 12 дьяконов, а несколько позже 2 епископа и 700 дев. Таким образом, Арий увлек за собой третью часть всего египетского клира. Сразу же после изгнания ариане начали активную пропаганду своих взглядов. Арию начал покровительствовать и такой влиятельный человек как епископ Евсевий Никомидийский. Арий переезжает в Никомидию и приводит свои взгляды в систему, изложив их в сборнике "Талия". Он также пишет корабельные, мельничные и путевые песни в стиле своего учения, которые приобретают огромную популярность среди простого народа. В 320 г. сторонники Ария созывают Собор в Вифинии под предводительством Евсевия Никомидийского. Собор был созван в ответ на окружное послание епископа Александра, направленное на разоблачение богословской системы Ария. Этот Собор, как и следовало ожидать, оправдал Ария и принял его в церковное общение. Этого же добивались и от епископа Александра, но он не уступил и созвал Собор в Александрии в 321 году, который снова осудил Ария. В Соборе участвовало 100 епископов из Ливии и Египта. От лица Собора было составлено второе окружное послание, разосланное ортодоксальным епископам. Однако ариане пользовались поддержкой императорского двора, что усиливало их влияние. Послания епископа Александра свидетельствуют о притеснениях ортодоксальных христиан на территориях арианских епархий.

В 324 году в спор непосредственно вмешивается император Константин, разбивший своего противника Лициния и взявший под свой контроль восточную часть империи – территорию, где разворачивались основные события конфликта. Первоначально император делает попытку примирить стороны при посредничестве епископа Осия Кордовского, но после неудачи, он решает созвать Собор, чтобы окончательно выяснить вопрос и прекратить споры.

Это и был 1-й Вселенский Собор, созванный в Некее в 325 году. В соборе участвовало около 300 епископов (обычно называется число 318, хотя его считают символическим) со всех концов Римской империи, а также из Персии и Скифии. На соборе 20 епископов поддержало Ария. Из них наиболее влиятельные: Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский, Митрофан Ефесский, Феогнис Никейский, Марий Халкидонскиий и Павлин Тирский. Первоначально свой символ веры предложили ариане (он был составлен Евсевием Никомидийским). Там о Христе говорилось как о "произведении и твари". Символ был яростно отвергнут и разорван. Тогда Евсевий Кесарийский (умеренный арианин) предложил другой символ, в котором обходился стороной спорный вопрос и содержались формулировки, приемлемые для обеих сторон. Но император настоял на внесении в символ веры ортодоксальных формулировок о единосущности Сына и Отца. Символ был принят всеми, кроме самого Ария, Секунда Птолемаидского и Феоны Мармарикского. Все они вместе с преданными пресвитерами были преданы анафеме и сосланы в Иллирию. После символа веры было составлено анафематствование всем ересям и, в том числе, арианству, учившему о тварности Сына. Под этим отказались подписаться Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский и Марий Халкидонский. Они также были отправлены в изгнание.

Однако вскоре после воцарившегося видимого согласия, сам император Константин начал склоняться к арианству. На это повлияли некоторые события как в политике, так и в его личной жизни, которые были восприняты им как знаки свыше, указывающие на то, что поддержка учения Никейского Собора была ошибкой. В частности, помилованный Лициний поднял мятеж, а сын Константина Крисп был обвинен в заговоре и кровосмесительной связи со своей мачехой Фавстой (оба были казнены). Кроме того, были открыты мощи Лукиана Самосатского, которого ариане считали своим покровителем, а императрица Елена (мать Константина) выбрала своей резиденцией город Дрепанод (переименованный в Еленополь), в котором находилась гробница Лукиана. Освящение города в 327 г. стало настоящей манифестацией арианства. Давление на императора оказывала и вдова казненного Лициния – родная сестра Константина, бывшая сторонницей арианства.

Константин стал настаивать на принятии Ария в церковное общение. В Константинополе его должен был торжественно принять (против своей воли) столичный епископ Александр. Однако Арий накануне церемонии скончался, предположительно от инсульта.

После смерти Ария борьба продолжалась более 50 лет. При этом арианство временами занимало господствующую позицию в Восточной Церкви. Против арианства боролись такие выдающиеся Отцы Церкви как Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Решительный удар по арианству был нанесен Константинопольским собором, созванным императором Феодосием Великим в 381 году. Но и после этого арианство имело сильные позиции в Константинополе, а среди варварских народов арианство еще долго было господствующим исповеданием. Так, остго ты оставались арианами до 553 года. Вестготы Испании – до Собора в Толедо в 589 году. Вандалы – до 533 года. Бургунды – до присоединения их к королевству Франков в 534 году, лангобарды – до середины VII века. Арианство вновь возродилось в эпоху реформации и продолжает существовать до сего дня в учениях различных западных сект ("свидетели Иеговы" и др.).

Арианство было одной из наиболее значительных ересей, когда-либо сотрясавших Церковь.

Разделы:


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)