Dec 5
Thursday of Advent

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

АНГЛИКАНСТВО

Течение в протестантизме

Среди всех протестантских деноминаций англиканство стоит ближе всех к Католической Церкви, сохраняя отдельные традиционные черты как в доктрине, так и в обрядах и в церковном устройстве. Сами англикане обычно не относят себя к протестантам, а свою церковь называют просто "Церковью Англии". В то же время, англиканство является именно направлением протестантизма, поскольку оно возникло в ходе Реформации и имеет все вероучительные признаки протестантизма: отрицание главенства Римского Папы, отрицание присутствия Христа в Евхаристии, отрицание таинства священства и т. п. С точки зрения своего устройства, Англиканская Церковь является церковью национальной и государственной. Ее главой считается британская королева и принадлежность к Англиканской церкви всегда была важнейшим знаком политической благонадежности. Это очень сближает англиканство с православием, и известны даже попытки добиться их объединения, впрочем, безуспешные. По отношению к католикам Англиканская Церковь всегда была крайне враждебна и лишь в конце ХХ века наступило некоторое потепление отношений.

В силу своего островного положения Англия очень рано начала проявлять тенденции к церковной автономии. Конфликты между английскими королями и епископами Рима имели место начиная с XII века. Особенно отношения обострились в эпоху "авиньонского пленения" Пап, когда, по убеждению английской короны, Папы выступали на стороне врагов Англии - французов, на чьей территории они находились. Антикатолические настроения нашли своё отражение в трудах английского богослова Джона Уиклифа (ок. 1320 – 1384), высказывавшего многие близкие протестантизму идеи, такие как отрицание главенства Папы, тезис о том, что единственным источником веры является Св. Писание и т. д.

Окончательный разрыв Английской Церкви со Св. Престолом происходит в XVI в. Поводом для этого становится конфликт между королем Генрихом VIII (1509 – 1547) и Папой Климентом VII (1523 – 1534). Отличавшийся неуравновешенным характером Генрих VIII стал как раз тем человеком, который был способен пойти на полный разрыв с Вселенской Церковью, несмотря на все трагические последствия этого решения. В 1527 г. Генрих решил развестись со своей женой Екатериной Арагонской и жениться на фрейлине Анне Болейн. Он потребовал у Папы аннулировать брак, но Папа отказал. Это стало формальным поводом для разрыва отношений. В 1530 г. отменяются все документы Св. Престола, наносящие ущерб юрисдикции английского короля. В 1531 г. отвергается значение интердиктов. Парламент закрепляет эти решения в 1532 – 1533 годах. В мае 1532 г. король наделяет себя правом контролировать духовенство и постановляет, что духовенство не может принимать никаких решений неугодных короне. Все эти решения привели к тому, что 23 марта 1534 г. Папа отлучает Генриха от Церкви. В ответ 30 марта король своим актом отвергает право Папы влиять на назначение архиепископов и епископов. 3 ноября 1354 г. парламент объявляет короля "единственным верховным земным главой Английской церкви". С этого момента можно отсчитывать историю Англиканской Церкви. В 1535 г. фактическое управление Церковью передается Томасу Кромвелю, который получает должность Vicarius generalis in ecclesiasticis (генеральный викарий по церковным делам).

Разрыв со Св. Престолом вскоре находит отражение и в области богословия. В 1534 г. Оксфордский университет объявляет, что Св. Писание не дает Римскому епископу никакой власти над Англией. В богослужение были включены молитвы об избавлении Англии от "тирании Римского епископа". Для окончательного разрушения католичества требовалось, прежде всего, уничтожить монастыри, являвшиеся опорой церковной традиции и дискредитировать монашество и духовенство в глазах населения. Для этого была устроена показательная ревизия в монастырях. Помимо действительно имевших место нарушений, умело использовавшихся для шантажа, было сфабриковано немало ложных обвинений, которые были внесены в отчет ревизоров и в феврале 1536 г. зачитаны в парламенте. В результате раздались крики "долой монахов!" и на эмоциях был принят билль об уничтожении малых монастырей. Более 400 монастырей было закрыто. Сопротивлявшихся насилию ждали кровавые репрессии. Многие монахи и монахини в этот период стали мучениками за веру. В 1538 – 1539 гг. та же участь постигла большие монастыри. Всё их имущество было передано в королевскую казну. Все, кто не признал власть короля в Церкви жестоко уничтожались, от архиепископов до сельских священников. Одним из первых мучеников был кардинал Джон Фишер, казненный в 1535 г. (В 1936 г. канонизирован). Множество мучеников было и среди мирян, один из них – Томас Мор, королевский канцлер, обезглавленный 6 июля 1535 г. (канонизирован в 1935 г.). В 1534 г. на Севере Англии католиками было поднято восстание. Оно было потоплено в крови, но предостерегло сторонников протестантизма от слишком радикальных вероучительных изменений.

В задачи Генриха VIII не входила вероучительная реформа английской Церкви. Он хотел ограничиться церковно-административной реформой, которая закрепила бы за ним главенство в Церкви. Однако Генрих не был по убеждению протестантом, он даже активно полемизировал с Лютером. В то же время, он, сам того не желая, дал толчок к антицерковным выступлениям, которые начали развиваться по нарастающей: вслед за отрицанием главенства Папы были поставлены под сомнение и другие положения католической веры. В Англии начали распространяться завезенные с материка протестантские идеи. В 1536 г. была выработана формула, явившаяся попыткой найти некий компромисс между католичеством и протестантизмом. Она получила название "10 пунктов веры". В документе говорится о Библии как о единственном источнике вероучения, но признается и авторитет первых четырех Вселенских Соборов. Признается, что Евхаристия есть Тело и Кровь Христовы, но упоминаются только три таинства и т.д. В 1537 г. появляется т. н. "Епископская книга" или "Наставление христианина", в которой данные вопросы рассматриваются подробнее, но в том же ключе - сохраняется попытка примирить католические и протестантские элементы. В 1539 г. были приняты "6 членов", в которых отмечается поворот к католичеству. Лавирование между католичеством и протестантизмом сохранялось до смерти Генриха VIII в 1547 г. Сын Генриха Эдуард VI начал последовательные реформы в духе протестантизма. Уже в 1547 г. в Англию прибыли протестантские богословы Мартин Буцер и Петр Мартир, которые активно проводили протестантские идеи. В 1549 г. была опубликована "Книга общественного богослужения" (The Book of Common Prayer), которая стала в Англиканской Церкви официальным служебником и авторитетной книгой по догматике. (В 1552, 1559, 1662 и 1872 гг. пересматривалась и дополнялась). На основе этой книги в 1552 г. были выпущены т. н. Articuli (42 пункта), где содержалось систематическое изложение вероучения реформированной Англиканской Церкви. Этот документ носил ярко выраженный протестантский характер, в нем отрицалось присутствие Христа в Евхаристии, почитание святых, отвергались все таинства, кроме Крещения и Вечери Господней, трактовавшейся символически. Введение нового вероучения вызвало в стране восстание, которое было жестоко подавлено. Недовольство значительной части народа столь радикальными нововведениями обеспечило поддержку королеве Марии Стюарт (1553 – 1558), которая попыталась вернуть Англию в лоно Католической Церкви и даже пригласила в 1554 г. папского легата. Однако эта попытка вызвала отчаянное сопротивление протестантов, особенно среди нового дворянства и в армии. В ходе ожесточенной борьбы католики потерпели поражение. Королева Елизавета Тюдор (1558 – 1603) вновь попыталась примирить враждующие стороны. В июле 1559 г. был введен "Акт о единообразии". 42 пункта были пересмотрены и утверждены парламентом в 1571 г. в виде 39 пунктов. В результате появилась смесь католичества, лютеранства и кальвинизма, но общий характер оставался протестантским: пресуществление Пресв. Даров, почита ние икон и мощей, монашество и, разумеется, главенство Папы было отвергнуто.

В XVII в. протестантизм в Англии закрепляется и распространяется повсеместно. Оставшиеся католики становятся гонимым меньшинством и существуют подпольно. Некоторые послабления они получают лишь при Карле I (1625 – 1649).

Королевская церковь получила название "епископальной", поскольку в ней сохранилась епископская система управления. В то же время более последовательные протестанты образовали пресвитерианскую церковь, в которой централизация была намного меньшей, а служба была значительно упрощена. Учение ее было по сути кальвинистским. Пресвитерианская Церковь получила распространение в Шотландии и попытки ввести там епископальный строй вызвали восстание. Кроме того, от Англиканской Церкви отделились еще более радикальные протестантские группировки: пуритане, индепенденты, квакеры и др. Во время протектората Оливера Кромвеля (1653 - 1658) эти течения стали доминирующими, поскольку индепендентами были в основном солдаты армии Кромвеля. Со времени правления Вильгельма III (1688 – 1702) Англиканская епископальная Церковь вновь занимает господствующее положение, а индепенденты и пуритане становятся мирными оппозиционными течениями ("диссентерами"). В мае 1689 г. был опубликован "Акт терпимости", который гласил, что диссентеры, признающие власть короля не подлежат наказанию. Им было предоставлено право устраивать свою религиозную жизнь самостоятельно, однако они должны были платить сборы в пользу господствующей церкви и замещать бесплатные приходские должности (сами или через заместителей). В то же время диссентеры были лишены основных политических прав: они не могли поступать в университеты, занимать общественные и государственные должности. На католиков терпимость вообще не распространялась. Только в 1791 г. католикам разрешили совершать богослужения и лишь с 1829 г. они смогли устраиваться на государственную службу.

С конца XVII века в англиканстве обозначились три направления: "Высокая Церковь" (High Church), "Низкая Церковь"(Low Church) и "Широкая Церковь" (Broad Church).

Первая является идеологической основой британского консерватизма (тори), её сторонники – церковная и светская аристократия. В Высокой Церкви подчеркивается ее государственный характер, централизация, традиции, связывающие ее со средневековой Церковью.

Низкая Церковь в политике отождествлялась с более либеральным направлением (виги). Представители этого направления считали себя членами единой Англиканской Церкви, но были более последовательными протестантами. Обычно их считают наследниками пуритан. Именно они добивались равных прав для диссентеров.

Широкая Церковь также появилась в конце XVII в. Ее родоначальником считается епископ Бёрнет. Характерным признаком этого направления является крайняя широта взглядов, доходящая порой до индифферентизма. Задачей Широкой Церкви стало примирение между всеми течениями в рамках англиканства. К середине XIX века Низкая Церковь в значительной части растворилась в Широкой Церкви.

Сегодня Англиканская Церковь сохраняет свой государственный статус и ее главой формально остается английская королева. Католики по-прежнему не имеют право возглавлять Великобританию, хотя все прочие ограничения для них отменены.

В настоящее время в мире насчитывается около 70 миллионов англикан, объединенных в 36 автономных Церквей, составляющих Англиканское содружество (Anglican Communion). Эти Церкви допускают евхаристическое общение своих членов и символически находятся в организационном единстве с Кентрберийской епархией. Высшие иерархи этих Церквей периодически встречаются на т. н. Ламбетских конференциях.

Англиканская Церковь в России ведет свое начало с XVI века. В 1827 году в Москве была построена англиканская часовня, а в 1884 году на ее месте возведен собор Святого Андрея, существующий и поныне. В 1920 году здание собора было экспроприировано государством. С 1920 по 1991 г. англиканские службы эпизодически проводились в посольствах Великобритании, Канады и США, а с 1991 г. – вновь в соборе святого Андрея. Англиканская Церковь в России зарегистрирована Минюстом РФ в 1992 году. Священник московской общины обслуживает также небольшие общины верующих англикан в Баку, Тбилиси, Ереване. Церковь в России входит в англиканскую епархию "Гибралтар в Европе".

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)