23 ноября
Св. Климент I, папа и мученик
Св. Колумбан, авва

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

Течение в протестантизме

Сами пятидесятники как правило называют себя христианами веры евангельской.

История возникновения

Пятидесятническое движение возникло в США в конце XIX в. В его основе лежала идея обновления христианства в апостольском духе (сама по себе отнюдь не новая), что должно проявляться в обретении описанных в Новом Завете видимых действий Св. Духа, таких как говорение на "иных языках" (глоссолалия), пророчествах, исцелениях и т. п. При этом последователи течения ссылались на описание сошествия Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1 – 18), почему и получили название "пятидесятников".

В России пятидесятническое движение стало активно распространяться в первые годы после революции октября 1917 г., составив серьезную конкуренцию баптизму. Баптисты резко критиковали пятидесятников за вхождение в транс во время молитвы и называли их "трясунами". В последствии под давлением советской власти пятидесятники вынуждены были объединиться с баптистами в единую организацию, отказавшись от глоссолалии во время общей молитвы (для индивидуальной молитвы такая практика была сохранена). В 1991 г. этот вынужденный союз распался и пятидесятники вновь образовали собственную всероссийскую организацию.

Учение

В целом религиозная доктрина пятидесятников практически не отличается от учения баптистов или евангелистов, однако особый акцент делается на "крещении Св. Духом", которое следует за обращением и выражается в обретении "даров Св. Духа", прежде всего, в способности говорить на "иных языках". Большинство пятидесятников верит, что истинными христианами могут считаться только те, кто обладает этой способностью.

Культ

Молитвенные собрания пятидесятников отличаются повышенной эмоциональностью. Они состоят в проповеди, пении псалмов и гимнов, совместной молитве (в т. ч. на "иных языках"),

Практика глоссолалии на деле не означает способности чудесным образом овладеть иностранными языками (показательно, что пятидесятнические проповедники-иностранцы общаются с русскоязычной паствой через переводчика). Во время молитвенных собраний пятидесятники вводят себя в состояние близкое к трансовому и начинают бессвязно бормотать, производя нечленораздельные звуки, которые представляют как "ангельские языки". Лидеры пятидесятнического движения в прошлом неоднократно пытались выдать произносимые в экстазе звуки или даже записанные непонятные знаки за слова того или иного древнего языка, однако специалисты всякий раз устанавливали, что они являются всего лишь бессмысленной тарабарщиной и бессодержательными каракулями.

Организационная структура

В настоящее время пятидесятники представлены целом рядом самостоятельных церквей и ассоциаций. Наиболее крупные из них: Церковь Бога, Ассамблеи Бога, Объединенная пятидесятническая церковь. В 1947 г. была образована Всемирная пятидесятническая конференция, которая собирается раз в три года.

В России с 1991 г. существует Российский Союз Христиан веры евангельской-пятидесятников (РСХВЕП), который объединяет "традиционных" пятидесятников, исповедующих веру в Пресв. Троицу. Некоторые общины пятидесятников входят в Ассоциацию христианских миссий.

Ответвления

Часть пятидесятников отвергла веру в Троицу, образовав секту "единственников", известную в России под именем Евангельские христиане в духе апостолов (см.). В 1980-х годах на основе пятидесятнического движения возникло т. н. неохаризматическое или неопятидесятническое движение, которое внесло в свое учение ряд сомнительных (с точки зрения христианства в целом) положений и может быть отнесено к разряду квазиденоминаций (см. Движение веры).

Распространение

Пятидесятнические церкви существуют практически во всех странах мира, однако наибольшее число последователей данное течение имеет в США и Латинской Америке. На сегодняшний день пятидесятники являются одной из наиболее активных протестантских течений.

Разделы:


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)