19 ноября
Воскресенье Рядового времени

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

СЕКТА ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПОРФИРИЯ ИВАНОВА

Секта
Русская, синкретическая

Существует довольно широкое движение последователей оздоровительных методов Порфирия Иванова, которые не знакомы с его учением и не являются сектантами. Сектой, в полном смысле слова, можно назвать т. н. "Внутренний круг" приверженцев, которые рассматривают идеи Порфирия Иванова, прежде всего, в религиозной плоскости.

I. Основные данные

1. Основатель: Иванов Порфирий Корнеевич. 1898 – 1983.

Порфирий Корнеевич Иванов родился 20 февраля 1898 г. на хуторе Верхний Кондрючий (Ворошиловградской обл.). в многодетной семье шахтера. Закончил 4 класса церковно-приходской школы. Работать пошел с 12 лет, с 15 лет – шахтером. В 1917 г. Иванов был призван в армию, но из-за перемирия не воевал. После демобилизации в 1918 г. женился, у него родилось два сына (в 1918 и в 1925 г.). В гражданскую войну он активно помогал новой власти. В 1922 г. был осужден за неуплату патентного налога и отбывал 11 месяцев в Архангельской области. Работал на заводе, в депо, экспедитором и пр.

В конце 20-х годов он, по собственному заявлению, стал ощущать какую-то связь с природой, стал слышать внутри себя голоса, призывающие его к единению с природой. 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на Иванова нашло некое "просветление", которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой. После этого он начал распространять свое учение. В результате "просветления" Иванов также приобрел особые свойства: претерпевал любой мороз, зимой и летом ходил всегда в одних трусах, мог долго находиться под водой и даже исцелять некоторые болезни.

В 1934 г. он переехал в Красный Сулин и начал целительскую практику, отпустил бороду и волосы. За это был уволен с работы, и с тех пор решил посвятить себя целиком своей идее. Затем он совершил "проход по Донбассу" в одних трусах, воздерживаясь от еды и зачастую от воды. Далее последовало устройство на работу и новое увольнение в 1935 г., после чего Иванов был доставлен в Ростовскую психбольницу, откуда его выписали с диагнозом "хроническое душевное расстройство в форме шизофрении". В 1936 г. он повез письмо на VIII съезд Советов, но в Москве был арестован ОГПУ и насильно отправлен в одежде домой. В 1938 г. ВТЭК Ростовской больницы определил Иванова инвалидом первой группы без права на работу.

В 1942 г. Красный Сулин, где жил Иванов с семьей был оккупирован немцами. Генерал Паулюс выдал ему справку для передвижения по оккупированной территории "как испытателю себя в природе". Как уникальный человек он даже был отправлен в Берлин, но снят с поезда и арестован гестапо в Днепропетровске и вскоре отпущен. В 1943 г. он поехал к Сталину с предложением заключить мир, но был помещен в Институт психиатрии им. Сербского. В 1976 г. Иванов оказался в Новошахтинской психбольнице МВД, однако был выдан ученикам и перевезен ими на хутор Верхний Кондрючий. После выздоровления ему было заниматься целительством и покидать территорию дома далее чем на 30 метров. В тюрьмах, изоляторах и психбольницах Иванов провел в общей сложности 12 лет. Несмотря на негативное отношение властей, сильно затруднявшее распространение учения, число последователей Порфирия Иванова росло.

Он вернулся на хутор Верхний Кондрючий, где и наставлял своих учеников до конца жизни. Незадолго до смерти к Иванову пришло публичное признание. Статьи о нем в 1982 г. появились в журналах "Техника – молодежи" и "Огонёк". В это же время был впервые опубликован свод наставлений Иванова, получивший название "Детка". Это способствовало еще большей популярности "Учителя" и росту количества приверженцев учения. Порфирий Иванов скончался 10 апреля 1983 г. в возрасте 85-и лет, вследствие тяжелой болезни (несмотря на закаливание и все оздоровительные методики).

2. Время основания:

25 апреля 1933 г. – "просветление" Порфирия Иванова на Чувилкином Бугре.

3. Место основания:

Хутор Верхний Кондрючий, Ворошиловградской обл. (ныне – Луганская область Украины)

4. Регион распространения:

В настоящее время секта распространилась по многим республикам бывшего СССР. Наибольшее число последователей – в России и на Украине. Летом 1995 года в Москве состоялась международная конференция, собравшая представителей секты из ряда стран СНГ.

5. Местонахождение руководящего центра:

"Дом здоровья" – Украина, Луганская обл., Свердловский р-н, п/о Должанское, хутор Верхний Кондрючий.

Центры последователей Порфирия Иванова есть во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Белгороде, Вологде, Череповце и др. В Москве на проспекте Мира находится центр "Начало".

6. Организационная структура:

Общины последователей Порфирия Иванова управляются самостоятельно, образуя своего рода конфедерацию. Периодически проходят конференции, собирающие представителей общин из разных регионов, как России, так и других стран СНГ.

7. Базовая литература:

  • Иванов П. К. "Детка".

8. Периодические издания:

Данных нет

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

элементы христианства, язычество (культ природы).

2. Краткое изложение учения:

Учение Порфирия Иванова содержится в его книге "Детка" и содержит 12 заповедей:

  1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде... Горячее купание заверши холодным.
  2. Перед купанием или после него, и если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой – на снег хотя бы на 1 – 2 минуты.
  3. Не употребляй алкоголя и не кури.
  4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с 18 – 20 часов пятницы до воскресенья 12 часов.
  5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком.
  6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего.
  7. Здоровайся со всеми везде и всюду.
  8. Помогай людям.
  9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость.
  10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти.
  11. Мысль не отделяй от дела.
  12. Рассказывай, передавай опыт этого дела.

В целом эти заповеди выглядят совершенно безобидно и вполне сочетаются с традиционным христианством. Более того, в них не видна никакая религиозная подоплека. Однако последователи Иванова, входящие в т. н. "Внутренний круг" приверженцев учения, исповедуют религиозную доктрину, центральное место в которой занимает личность "Учителя", воспринимаемого как "мессия". По учению ивановцев, Христос пришел на Землю, чтобы принести людям "соборность". Иванов же дал более высокую степень соборности – единство людей и природы. Ивановцы обожествляют природу, только слившись с которой, по их мнению, можно обрести спасение.

В то же время религиозное учение ивановцев в важнейших пунктах противопоставляется христианству. Они отрицают бессмертие души и неизбежность посмертного воздаяния, существование ада и рая. Они также отвергают Церковь и Таинства утверждая, что "каждый ивановец сам себе поп".

Порфирий Иванов почитается сектантами как ходатай и посредник в общении с Природой и даже именуется "Господом Животворящим". Он же является подателем здоровья. Сам Иванов наставлял своих последователей: "Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: "Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!" Проси с душой и сердцем и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, ты получишь". Не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, Иванов двусмысленно намекал на распятие "брата своего".

В определенное время все последователи секты поют гимн, посвященный Порфирию Иванову и его "просветлению" на Чувилкином Бугре:

"Люди Господу верили как Богу,
А Он Сам к нам на Землю пришел.
Смерть как таковую изгонит.
А жизнь во славу введет.
Где люди возьмутся на этом Бугре
Они громко скажут слово.
Это есть наше райское место,
Человеку слава бессмертна".

ПРИМЕЧАНИЕ:

Некоторые исследователи считают, что сам Порфирий Иванов был чистым материалистом и его методы оздоровления не имеют ничего общего с мистикой и религией. Согласно этому мнению, религиозная составляющая появилась в учении ивановцев уже после смерти "Учителя". С этим утверждением трудно согласиться. В работе Иванова "Курс моментальной закалки" явно присутствуют элементы, позволяющие говорить о присутствии определенной "мистики" в его методе воздействия на человека. Так, Иванов считает, что обладает возможностью передавать свое здоровье другому человеку посредством особого обряда: "Прежде всего, я беру его правой рукою за правую руку, прижимаюсь своею левой щекой до его левой щеки и прислоняюсь грудью к его груди так, чтобы мое сердце пришлось прямо против его сердца. При этом я желаю и говорю ему: я желаю, чтобы ты заимел мое личное здоровье, а твое нездоровье беру себе". Иванов также верит в свою способность "проникать" в организм другого человека: "Я свою мысль бросаю сначала в высоту в самую глубину Вселенной, а потом вниз, в глубину воды и земли, а потом по всем обиженным в природе живым существам, а потом в человека. Я проникаю в его организм своим внутренним зрением и ощущением, начинаю от головного мозга и до пальцев рук и ног и сердца, и легких, и во все другие органы, кроме желудка, о котором даже нельзя вспоминать. Проникая своим внутренним зрением и ощущением в организм человека, особенно в его головную нервную систему, я как будто электрическим током пробуждаю его скрытые силы и защитные способности". Подобные заявления явно далеки от "материализма" и, напротив, создают твердое ощущение, что оздоровительные методы Иванова насквозь пропитаны мистикой и оккультизмом.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В конце 20-х гг. основатель секты Порфирий Корнеевич Иванов почувствовал некую особую связь с природой и даже начал слышать голоса, призывающие к единению с ней. 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на Иванова нашло "просветление", после чего он обрел экстраординарные способности (переносил мороз, мог долго не дышать под водой, и т. п.). С этого времени он начал распространять новое учение, несмотря на активное противодействие властей (12 лет Порфирий Иванов провел в лагерях и психбольницах). К 1971 г. на хуторе Верхний Кондрючий учениками построен "Дом Учителя", где Иванов мог принимать людей. В 1975 г. состоялось первое массовое посещение его последователями Чувилкина Бугра, где он якобы получил "просветление". В 1979 г. к Иванову впервые приехали журналисты и о нем был снят документальный фильм. Первая заметка с фотографией Иванова появилась в журнале "Техника – молодежи". В 1982 г. статья об "Учителе" появилась в "Огоньке" (№2). После публикации на хутор Верхний Кондрючий стала приходить масса писем. В ответ на них была написана "Детка" – изложение учения Иванова, впервые опубликованное в журнале "Огонек" (№8 за 1982 г.). Это способствовало значительному увеличению числа последователей – люди, жаждущие исцеления и наставления, потянулись к Иванову сплошным потоком. После смерти Порфирия Иванова в 1983 г. роль духовного лидера некоторое время исполняла его жена, принимавшая в движение новых приверженцев. В доме, где жил Порфирий Иванов, сектантами был устроен "Дом здоровья", ставший духовным центром для всех его последователей.

2. Современная деятельность

Деятельность многочисленных групп ивановцев носит преимущественно оздоровительную и экологическую направленность. Это, прежде всего, пропаганда методов закаливания, разработанных Порфирием Ивановым, а также распространение идей о необходимости "единения с природой". Время от времени, ивановцы устраивают конференции и выставки, рассказывающие о жизни и деятельности их "Учителя". Религиозная сущность движения известна далеко не всем сторонникам оздоровительных методов Порфирия Иванова. Учение о "Господе Животворящем Порфирии Корнеевиче Иванове" сообщается новичкам исподволь и постепенно. Религиозное почитание Иванова распространено среди более узкого круга лиц, образующих т. н. "Внутренний круг" его последователей.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. "Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера". Справочник. Белгород, 1997;
  2. Мороз А., свящ. Лжеучение Порфирия Иванова. Зловредная секта Белого Братства", Изд-во "Сатисъ", СПб., 1995;
  3. "Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России". Справочник. Изд-во РАГС, М., 1996;
  4. Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. "Опасные тоталитарные формы религиозных сект", Изд-во Свято-Владимирского Братства, М., 1996.

Ю. Д.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)