21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

САХАДЖА ЙОГА (SAHAJA YOGA)

Секта
Восточная, на основе индуизма

Сама основательница секты также называет свое учение "Вишва Нирмала Дхарма" ("Всемирная религия Нирмалы")

I. Основные данные

1. Основатель: Шри Матаджи Нирмала Деви (род. в 1923 г.).

Нирмала родилась в Чиндаваре (современный штат Мадхья Прадеш), географическом центре Индии, 21 марта 1923 года в семье, принадлежавшей к касте брахманов. Ее родители были христианами-протестантами. В юности Нирмала изучала медицину, что, впрочем, мало заметно по ее последующему учению и "целительским" методам.

Известно также, что она увлекалась тантрическими учениями и в течение некоторого времени жила в ашрамах гуру-тантриков: Муктананды, затем Сатьянанды. Позже она стала последовательницей Раджниша. Возможно, стремление к легкому пути, отрицающему аскезу и сложные упражнения, она унаследовала именно от него. Некая амбициозность проявилась и в выборе Нирмалой спутника жизни: она вышла замуж за Чандрика Прасада Шриваста (род. в 1930 г., он был моложе ее на 7 лет), Генерального секретаря Международной морской организации при ООН.

5 мая 1970 г., по словам Нирмалы, у нее произошло пробуждение энергии кундалини. Любопытно, что то, что обычно в кундалини-йоге достигается путем специальных упражнений, Нирмала получила неожиданно, спонтанно. Кроме того, она, став живой богиней, воплощенной "Великой Матерью" Шакти, якобы обрела способность пробуждать кундалини и у других людей. Таким образом был открыт метод "сахаджа-йоги" (что дословно означает "легкая йога"), где в центре поклонения находится воплощенная богиня, пробуждающая в преданных искры божественной энергии. Свой новый статус Нирмала закрепила, звучно расширив собственное имя: "Шри Матаджи" означает "Госпожа Матушка", "Дэви" – "богиня". Шри Матаджи до сих пор регулярно посещает своих поклонников по всему миру. Ее почитают как живое божество. На стадионы и в клубы для поклонения, точнее – для "сахаджа-йоги", обычно набиваются толпы народу. Если "богиня" не пребывает к назначенному часу, а то и дню, преданные почитатели ночуют прямо на месте.

2. Время основания:

По словам самой основательницы секты, метод Сахаджа-йоги был открыт 5 мая 1970 г.

3. Место основания:

Индия

4. Регион распространения:

В настоящее время последователи секты имеются более чем в 90 городах 65 стран.

5. Местонахождение руководящего центра:

"Вселенский храм сахаджи", Нью-Дели (Индия)

6. Организационная структура:

Секта имеет пирамидальную структуру. Во главе организации стоит сама основательница, которая почитается как воплощенная божественная энергия. Непосредственно ей подчинены "международные лидеры", в подчинении которых находятся "местные лидеры", управляющие локальными центрами секты. Российские центры секты курирует гражданин Австралии Богдан Шехович.

Местные общины последователей Шри Матаджи называются "коллективами".

Существует составленный Нирмалой "Протокол", который регламентирует отношения рядовых членов секты к лидерам и лидеров между собой.

7. Базовая литература:

  • Книга мантр Сахаджа-йоги. Киев, 1993.
  • Махаджан Йоги. Восхождение. Тольятти, 1991.
  • Сахаджа-йога: справочное пособие. Рекомендации и советы искателям Истины. Киев, 1995.

8. Периодические издания:

  • Журнал "Nirmala Yoga"
  • Журнал "Нирмала", выходит по-русски с конца 1991 г.
  • Альманах "The Divine Cool Breeze", выходит в Индии на английском языке.

Секта также старается использовать светские издания для пропаганды своих идей. См., например: Полынский А. "Тольятти уходит в астрал" // Комсомольская правда. 14. 03. 1997, с. 16.

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

Собственными учебными центрами секта не обладает, однако активно проникает в сферу образования через своих последователей, которые организуют занятия по "сахаджа-йоге" в школах и даже при детских садах, распространяют идеи сахаджистов среди молодежи, в студенческих кругах.

II. Учение

1. Истоки учения:

Индуизм (тантризм)

2. Краткое изложение учения:

Учение Шри Матаджи представляет собой сильно упрощенный тантризм, приспособленный под потребности светского общества, а точнее – стремление к духовности без особых затрат, плюс желание быть здоровым.

Представление о Боге:

Как тантризм, сторонницей которого Нирмала была долгое время, "Всемирная религия Нирмалы" ставит во главу угла женское активное начало – божественную энергию Шивы, персонификацией которой является богиня Шакти: "Все делается только движением, мышлением, координацией и планированием Шакти, а не Богом Всемогущим. Он просто зритель" [Нирмала. 1994, №№ 2 – 4, с. 26]. Важная деталь учения "Сахаджа-йоги" заключается в том, что Шри Матаджи отождествляет Шакти и кундалини. Сама Нирмала именует себя воплощением Шакти. В ней якобы сконцентрирована кундалини, и благодаря ей становится возможной реализация кундалини в других.

Представление о человеке:

Как и все индийские гуру, Шри Матаджи учит, что главное в человеке – его духовная сущность. Внутри человека – искры божественной энергии. Материальное – лишь завеса духовного, низшая энергия, и при правильном мировоззрении можно подчинить тело духу. Здесь Шри Матаджи использует такие модные понятия как магнетизм и вибрации: "Магнетизм – это энергия Матери-Земли. Внутри нас магнетизм пребывает в виде Шри Ганеши" [Нирмала, 1995, №№ 11 – 12, с. 6]. Надо сказать, что Ганеша, индийский слоноголовый бог, – один из любимых персонажей Шри Матаджи. В ее учении он часто является энергией и воплощением духовного начала. Пробуждение магнетизма в человеке возможно, по утверждению гуруини, благодаря ей же самой.

Истинное знание могут затмить демоны (ракшасы), которые часто оккупируют сознание человека. Кроме того, пробуждению кундалини могут мешать "забитые энергетические каналы" и прочие "болезни".

Представление о болезнях в учении Шри Матаджи весьма оригинально, хотя на обещания здоровья клюют многие практикующие "сахаджа-йогу". Как уже было сказано, в теории Нирмалы все телесное напрямую связано с духовным. Вплоть до того, что порой процессы в физическом теле уподобляются неким процессам в "тонком" духовном теле. Характерны следующие диагнозы и заключения Шри Матаджи (некогда изучавшей медицину!): "Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет"; "Причиной болезни, называемой СПИД, является центральное (?!) сердце..." [Сахаджа-йога: справочное пособие…, с. 6, 20]; "Печень… отделяет у нас все шлаки, и они выделяются в поток крови в виде жара" [Нирмала, 1995, №№ 11 – 12, с. 7]; "Второй центр (чакра) расщепляет жировые частицы в брюшной полости с тем, чтобы заменить серые и белые клетки в головном мозге и таким образом восстанавливает способность мышления" [Махаджан Йоги. Восхождение, с. 23]; "Не следует постоянно находиться на солнце, как это делают некоторые западники, потому что мозг плавится, и вы теряете рассудок" [Нирмала, 1994, №№ 2 – 4, с. 11]. Последователи Шри Матаджи верят, что через "Сахаджа-йогу", поклонение самой Шакти в лице Нирмалы они станут чище, духовнее, здоровее.

Отношение к другим религиям:

Как это свойственно восточным сектам, выросшим из индуизма, "Всемирная религия Нирмалы" вписывает все известные религии в собственное учение как его части. Шри Матаджи утверждает, что многие богини или святые других религий (неговоря уже о богинях индуизма) – более поздние воплощения Шакти, т. е. самой Нирмалы, т. к. они – одно и то же. Нирмала, в частности, отождествляет себя с Парвати, Кали, Сарасвати, Лакшми. Она же – Мать пре двечного Слова (Богородица, Дева Мария), Афина, Гуань Инь (богиня буддийского пантеона) и Фатима – дочь пророка Мухаммеда. Нирмала утверждает, что "многого из того, что говорил Христос, нет в Библии" [Нирмала, 1994 №№ 11 – 12, с. 17] и по-своему интерпретирует Св. Писание, смешивая христианскую и индийскую символику. Любопытно, что, по ее словам, именно она под видом змеи-кундалини дала Еве в раю знание, потому что "не хотела, чтобы ее дети жили как животные, без познания более высоких сфер" [Там же]. В то же время, всех известных религиозных лидеров Шри Матаджи объявила демонами (ракшасами), которые мешают распространению "сахаджа-йоги", и с которыми необходимо вести борьбу.

Космология:

Шри Матаджи придерживается традиционной в индуизме периодизации по югам (эпохам) и циклической картины мира, где "золотое" время постепенно приходит в упадок вплоть до жестокой эпохи Кали Юги, а затем все происходит сначала. Однако Шри Матаджи ничего не говорит о "сворачивании вселенной". Кали Юга в ее учении плавно переходит в Крита Югу (золотой век). Сама Шри Матаджи своим присутствием в мире замыкает круг мирового цикла: "С моим рождением … началась Крита Юга", – уверяет она [Нирмала, 1994, №№ 11 – 12. С. 17].

В конце Кали Юги, по индийской мифологии, должен прийти бог Калки, который уничтожит всех демонов. Шри Матаджи отождествляет себя с Калки и заявляет, что последние времена уже настали. Также, что созвучно западному менталитету, Шри Матаджи именует себя Мессией (пришедшим с Востока), используя христианскую символику в своих заявлениях: "я пришла на эту землю не только ради спасения людей, не только ради их освобождения, но ради дарования им Царства Небесного, радости, блаженства, которые ваш Отец хочет даровать вам" [Сахаджа Йога: справочное пособие…, с. 2].

Сейчас, по утверждениям Шри Матаджи, переходное время, когда родились "все те, кто имеет стремление войти в Царство Божье" – потому "население мира сейчас максимальное". "Сахаджа-йогу" Нирмала метафорически именует "страшным судом" [Нирмала, 1994 №№ 2 – 4, с. 37]. Через "Сахаджа-йогу" произойдет отбор достойных, она, по словам основательницы, "покончит с нами", "отсортирует" [Нирмала, 1994, №№ 2 – 4, с. 43]. Остальные будут убиты Калки (Возникает вопрос "Кем?", если учесть, что Шри Матаджи отождествляет себя с этим персонажем).

Отношение к индуистской традиции:

Шри Матаджи отрицает традиционную для индуизма кастовую систему и сама напоказ благословляет межнациональные и межкастовые браки своих последователей. Она выводит свое учение за пределы индийской национальной традиции, провозглашая равенство всех ее последователей, независимо от национальности. По ее утверждениям, "Мы должны превзойти все эти мелочные представления о своей собственной религии, о своей собственной расе, о своей собственной стране" [Нирмала, 1994 г., №№ 11 – 12, с. 38].

Метод "Сахаджа-йоги":

Методика представляет собой ряд "простейших" упражнений, пробуждающих кундалини. Дословно "сахаджа-йога" означает "простая йога". Закономерно, что она привлекает многих обывателей, стремящихся к легкому удовлетворению "духовных" потребностей. Вот лишь некоторые упражнения, практикуемые в секте: "Искоренить сарказм", "Божественная дипломатия", "Веселое состояние сердца", "Дать вибрации". Никаких постов и строгой аскезы секта не признает, считая это насаждениями ракшасов. Главное в "сахаджа-йоге" – должное отношение к объекту поклонения – Шакти (Нирмале), которая, собственно, и пробуждает кундалини, а говоря попросту – чувство экстаза. Поэтому пуджа (ритуал бескровного жертвоприношения) – основной элемент обряда. Она совершается перед самой Нирмалой или ее фотографией. При этом последователи пьют воду, которой омываются ноги "богини". Сторонники учения пьют также "вибрированную" ("заряженную" Шри Матаджи) воду, едят "вибрированную" пищу и бросают в водоемы "вибрированную" соль для очищения местности. Сектанты ежедневно принимают соленые ванночки для ног, закапывают в нос очищенное топленое коровье масло (ги), "обмениваются вибрациями".

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

"Сахаджа-йога" была "открыта", по словам самой Шри Матаджи, 5 мая 1970 г., когда Нирмала обрела энергию кундалини, став воплощением извечной божественной энергии.

Главным центром секты стал "Вселенский храм сахаджи" в Нью-Дели. Первый филиал на западе был основан в Лондоне. Из Нью-Дели и Лондона в 90-е гг. секта распространилась в 65 странах мира. Согласно утверждениям самих сектантов, им удалось в 1996 г. завербовать министра культуры и министра здоровья и спорта Китая, которые стали активно защищать интересы Шри Матаджи.

Шри Матаджи довольно успешно развила деятельность в России. Впервые нашу страну она посетила в 1989 г. Летом 1990 года она лично приезжала в Москву: спортивный зал "Дружба" был забит до отказа. Последний визит в Москву состоялся в 1997 г.: стадион в Крылатском также был полон.

Особенно Нирмале удалось закрепиться в Тольятти, где сторонники "Сахаджа-йоги" появились среди членов правительства. В начале 1996 года состоялась встреча мэра города Тольятти Сергея Жилкина с Нирмалой Деви. Мэр преподнес ей цветы и уделил два часа своего времени. Шри Матаджи была страшно счастлива и призналась: "Вы первый мэр, который решил со мной встретиться". В Тольятти численность сахаджистов доходила в тот период до почти немыслимой цифры: около 80000 – это число приближается к численности остальных сахаджистов в мире. Полосы местных газет заполнялись хвалебными одами. Руководство АвтоВАЗа и АвтоВАЗбанка выделяло Шри Матаджи вазовский самолет для перелета в Тольятти из Индии. Ей бесплатно предоставлялись автотранспорт, роскошная турбаза и стадион для выступлений.

Многие из сахаджистов, среди которых медики, журналисты, педагоги проповедовали и проповедуют "вибраторные знания" по месту работы. Так, в городе появились детсады и даже частные учебные заведения, где практикуется "Сахаджа-йога". Главврач городской психбольницы Валентина Евдокимова не раз заявляла о плачевных последствиях таких практик.

Как известно, многие лидеры сект часто представляют свое учение угодным традиционным церквам: в один из очередных приездов Шри Матаджи солгала своим тольяттинским последователям, сказав, что ее благословил митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (ныне почивший).

Последователи "Сахаджа-йоги" влились в молодежное движение города, заняв большинство мест в молодежном парламенте. И, наконец, Тольятти недавно стал первым и пока единственным в мире городом, в законодательную власть которого прошел представитель "Сахаджа-йоги". Им стал 28-летний Юрий Александров - один из лидеров тольяттинских йогов. Более того, он стал председателем комиссии по молодежной политике городской Думы.

В 1994 и 1996 гг. в Новосибирской области произошло два зверских убийства, ославивших "Сахаджа-йогу" на всю страну. В 1994 г. в г. Бердске Новосибирской области произошло убийство последовательницей "Сахаджа-йоги" своей полуторагодовалой дочки, ставшее результатом галлюцинаций. После ее ареста правоохранительными органами, руководители "Сахаджа-йоги", как это обычно и происходит в подобных случаях, отказались от своей последовательницы, заявив, что та посвященной не была, а просто интересовалась их учением. В 1996 г. в Новосибирске женщина в припадке убила собственного мужа. Возможно, причиной убийства послужил диагноз "Сахаджа-йоги", определивший причиной плохого здоровья женщины "забитые энергетические каналы" ее мужа (скорее всего, муж просто был против ее членства в секте).

2. Современная деятельность

Точное число сторонников "Сахаджа-йоги" не известно. В Индии активных сахаджистов насчитывается не более 2000. В Европе и Америке – около 3000. В России Шри Матаджи пользуется особенной популярностью. В настоящее время секта действует менее успешно, чем в постперестроечную эпоху, когда увлечение идийской религиозной экзоткой носило массовый характер. Однако ее филиалы есть в Моск ве, Петербурге и других крупных городах. В Петербурге около 2000 сторонников "Сахаджа-йоги" и тех, кто ею "просто интересуется". Известно, что в Воронеже – до 100 последователей Шри Матаджи. В Тольятти, как уже отмечалось, из 800-тысячного населения этого города около 80 тысяч человек опробовали методы "Сахаджа-йоги".

IV. Ответвления

На базе секты в Индии создана политическая партия "Сатья Марг" ("Праведный путь") для устройства мира по "духовным законам". Главные пункты программы – жесткая борьба с преступностью и введение в Индии сухого закона.

V. Библиография

  1. Баркер Айлин "Новые религиозные движения", изд-во Русского христианского гуманитарного института, СПб., 1997.
  2. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород. Изд-во братства во имя Св. князя Ал. Невского, 2002.
Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)