19 ноября
Воскресенье Рядового времени

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

КАТОЛИЧЕСТВО В КИТАЕ

Первыми известными католическими миссионерами, прибывшими в Китай, стали члены Францисканского ордена. В 1234 году францисканец Джованни де Монтекорвино основывает первую католическую миссию в Пекине. В китайском языке религия получает название еливэнь. Миссионерской активности молодого ордена францисканцев не дает развернуться во всю мощь следующее обстоятельство. В 1242 году монгольский хан Батый предпринимает Великий поход на Запад. Дойдя до самой Венгрии, он приводит в ужас всех европейских королей. С другой стороны, христианские правители в союзе с монголами видят единственную и последнюю возможность защитить от натиска мусульман завоевания крестоносцев на Ближнем Востоке. Важнейшую дипломатическую миссию возлагают на тех же францисканцев, лучших из них, способных силой слова привлечь на сторону европейцев или даже обратить в христианство кого-нибудь из Чингизидов. В 1245 г. Папа Иннокентий IV отправляет посольство во главе с Джованни дель Плано-Карпини к Гуюк-хану. В 1247 г. Гильом Рубрук с собратьями по ордену по поручению Людовика IX едет в стан Сартака и далее к Батыю и самому Менгу-хану. Таким образом, усилия францисканцев были направлены преимущественно в дипломатическое русло.

Тем не менее, в Китае деятельность миссионеров начинает приносить первые плоды, и концу века в Поднебесной насчитывается уже около 30 000 католиков. Вместе с тем, процесс христианизации коренного населения идет очень тяжело и до второй половины XVI века остается весьма статичным.

Новый импульс в развитии католичества в Китае связан с деятельностью Общества Иисуса. В 1579 году известный иезуит Алессандро Валиньяно основывает миссию Ордена в стране. Вскоре туда же отправляется итальянец Маттео Риччи, ставший знаковой фигурой в развитии китайского христианства той эпохи. В 1601 году он попадает в Пекин и становится другом Сюй Гуанци, министра церемоний при императоре Шень Цзуне. Деятельность иезуитов не ограничивалась собственно христианской проповедью. Среди миссионеров был целый ряд крупных ученых, которые занялись научно-исследовательской работой. Они также знакомили китайцев с достижениями европейской цивилизации. Нельзя недооценивать и их влияние на внешнюю и внутреннюю политику Китая. Благодаря поддержке иезуитов, в том числе организации военных частей по новейшим европейским образцам, мандат управления Поднебесной перешел к династии Цин (1644 – 1911).

Авторитет членов Ордена при цинском дворе позволил и другим католическим миссионерам в течение столетия беспрепятственно работать на всей территории Китая, включая Тайвань. Однако милость Сынов Неба со временем сменяется подозрительностью. Активность и "вездесущность" европейских проповедников начинает вызывать недовольство, как в правительстве, так и среди народных масс. В 1784 году деятельность Общества Иисуса в Китае официально запрещают, что, тем не менее, не мешает ему работать на полулегальной основе. В конце века гонения на католиков усиливаются, но глубоко пущенные корни, героизм священников и мирян, а также поддержка со стороны западных держав помогли Церкви в Китае не только сохранить влияние, но и продолжать развиваться.

В середине XIX века Китай терпит два поражения подряд в войне с Англией и Францией (в т. н. Первой и Второй Опиумных войнах). Цинское правительство было вынуждено подписать серию договоров, дающих Франции, Великобритании, а также США огромную свободу действий на территории страны.

Вместе с торговцами и военными в Китай устремляются христианские проповедники из Европы и Америки, преимущественно протестанты. Силами христианских общин, поддерживаемых и финансируемых Западом, в Поднебесной строятся церкви, создаются приюты, образовательные и медицинские учреждения. Однако происходит это на фоне все более усиливающейся конфронтации "западников" и тех, кто стремился по мере возможности сохранить самобытность китайской культуры. Среди католиков и протестантов очевидно преобладали первые. Христианство нередко воспринималось ими как один из элементов прогресса. Следует также отметить, что ведущие роли в христианских общинах принадлежали почти исключительно иностранцам и, если прибавить к этому нередкие злоупотребления церковных лидеров, вполне понятно, что на фоне зарождавшегося национально-освободительного движения отношение основной массы населения к христианству постепенно ухудшалось. На рубеже XIX – XX веков происходит восстание Ихэтуаней, известное в истории как "боксерское восстание". Это движение, организованное одним из тайных обществ, стремилось "очистить" Китай от иностранного засилья. Не удивительно, что гонениям подверглись и христианские церкви. При этом этническим китайцам "боксеры" оставляли выбор: отречься от Христа или умереть. Этот период дал огромное количество мучеников, священников и мирян, как иностранцев, так и коренных жителей.

Дальнейшие события: Синьхайская революция, буржуазно-демократическая революция 1925 года, война с Японией и гражданская война отводят национально-религиозные проблемы на второй план. Китай все больше интегрируется в мировую историю и культуру. Новую жизнь получает христианство, которое обрело равноправие с другими религиями после падения официальной конфуцианско-даосско-буддийской идеологии. Во время японской агрессии принадлежность к Католической Церкви становится даже неким символом оппозиционности по отношению к оккупантам.

Картина религиозной жизни Китая начинает радикально меняться с 1 октября 1949 года, когда в стране происходит государственный переворот, в результате которого у руля власти оказывается коммунистическая партия. Религии как таковой не было места в "светлом будущем", к строительству которого приступило новое китайское правительство. Тем более это касалось католиков и протестантов, которых сплошь и рядом подозревали в шпионаже и пособничестве иностранным агрессорам. Однако с другой стороны, христианские общины в Китае уже достигли того уровня развития, когда их быстрая ликвидация была бы просто невозможна, да и нецелесообразна. Вместо этого правительство Мао Цзэдуна стало проводить политику примирения с религиозными организациями, одновременно пытаясь поставить их под контроль партии.

В апреле 1950 года один из государственных руководителей Чжоу Эньлай заверил верующих, что их интересы будут защищены, но в то же время заметил, что не допустит присутствия среди них "империалистических шпионов". В последующих встречах с представителями христианских конфессий он потребовал от них разрыва всех организационных связей с зарубежными центрами и выработал для них принцип "трёх само-" (кит.: саньцзы) – самоуправление, самообеспечение и самостоятельное ведение проповеди. Для католиков это означало разрыв со Святым Престолом.

Уже в ноябре несколько сотен верующих из провинции Сычуань, возглавляемые одним из китайских священников, приняли "Декларацию о самостоятельности и обновлении Католической Церкви". Вскоре подобные документы появились и в других провинциях. Одновременно усиливаются гонения на приюты, миссионерские и другие католические организации, продолжающие общение с Римом. В 1957 году правительством санкционируется создание так называемой "Патриотической Китайской Католической Церкви". Однако бoльшая часть китайских католиков отвергла сотрудничество с коммунистами и ушла в подполье.

После "культурной революции" (1967 – 1978), когда все без исключения религии подверглись жесточайшим гонениям, церковные структуры пришлось восстанавливать практически с нуля. Сегодня христиане в Китае могут свободно исповедовать свою веру, но лишь при условии полной поддержки курса коммунистической партии и правительства Китая. Поэтому католики, сохранившие верность Св. Престолу (а их в Китае около 10 млн., против 4 млн. "католиков-патриотов"), до сих пор подвергаются репрессиям: арестовываются священники и миряне, закрываются их импровизированные домовые церкви. Правительство КНР постоянно обвиняет Ватикан в связях с "преступным режимом" Тайваня и, главным образом, во вмешательстве во внутренние дела Китая. Даже канонизация в 2001 году китайских мучеников, погибших в Китае в период с 1648 по 1930 год, была названа МИДом КНР "оскорбительной". От лица "правительства, народа и Католической Церкви Китая" был выражен решительный протест.

На местном же уровне отношения между правительством и подпольной Церковью за последние десятилетия стали менее напряженными. Некоторые епископы Патриотической Церкви, которые назначаются Правительством, смогли даже получить подтверждение своего назначения в Риме. В то же время, во многих провинциях Китая государственные чиновники предпочитают не замечать существование нелегальных католических общин.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)