19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ФЕДОСЕЕВЩИНА

Толк беспоповского старообрядчества

Основателем этого толка является дьяк Крестецкого Яма Феодосий Васильев (ум. 1771), происходивший из рода бояр Урусовых.

Во время преследований старообрядцев в конце XVII в. он, спасаясь от царских властей, поселился с семьей и братом в Польше, где основал две обители: мужскую и женскую. К нему стали стекаться преследуемые старообрядцы с разных концов Руси, и вскоре федосеевщина стала одним из наиболее заметных течений беспоповского старообрядчества.

Федосеевский толк, разделяя общее учение беспоповцев, в то же время имел целый ряд вероучительных и обрядовых особенностей. Важнейшие из них следующие:

  1. На кресте следует делать надпись: И. Н. Ц. И., тогда как последователи Поморского толка считали это "латинской ересью" и писали "Царь Славы Ис. Хс. Сын Божий".
  2. Брак, заключенный в Русской Православной Церкви до перехода в старообрядчество, следует признавать законным и не расторгать (поморцы действительность таких браков не признавали).
  3. Брашно, покупаемое на торгу, следует считать оскверненным и очищать молитвами и поклонами, чего поморцы также не соблюдали.
  4. Монахов, постриженных в Православной Церкви, нельзя считать иноками и дозволять им совершение треб.

Впоследствии учение Феодосия Васильева о браке было подвергнуто его последователями некоторым изменениям. На "Польском" соборе 1752 г., все женатые федосеевцы были разделены на две группы: "староженов" и "новоженов". Староженами назывались вступившие в брак до перекрещивания, а новоженами – женившиеся после перекрещивания. Староженов решено было принимать на общественную молитву, но за рождение детей подвергать отлучению. В отношении к новоженам правила Польского собора были гораздо строже: решено было не принимать новоженов на общее моление, не жить с ними в одном доме, не есть совместно, не мыться вместе в бане, не принимать их на покаяние даже перед смертью, крестить их детей только при обещании разойтись. Запрещалось даже помогать женщинам во время родовых мук. На практике однако эти требования не исполнялись, поэтому федосеевцы на соборе 1883 г. подтвердили постановления польского собора 1752 г., но и после этого допускались послабления в вопросе о браке. Это объясняется прежде всего тем, что принадлежавшие к федосеевскому толку московские купцы, от которых зависело материальное обеспечение федосеевцев, почти все были "новоженами".

В вопросе о браке у федосеевцев существовали и региональные различия. Например, федосеевцы в Ковенской, Сувалкской, Виленской и Витебской губерниях (польские федосеевцы) были более снисходительны по отношению к "новоженам": хотя они не допускали общности с ними в молитве и пище, но принимали их на исповедь и пели молебны по их прошению. Когда у супругов дети уже не рождались, им велели вынести шестинедельный пост (это называлось "попрощаться в рабы"), после чего принимали их в общение и даже дозволяли становиться на клирос.

У латвийских федосеевцев (рижские федосеевцы) наставник благословлял брачных, говоря: "Бог благословит", а по окончании церемонии читал им поучение из чина венчания. В то же время, отлучение женатых от общественной молитвы у них соблюдалось очень строго. Помимо этих отличий, латвийские федосеевцы в тропарях поминали царя.

Московские федосеевцы принимали польских и рижских в общение только после шестинедельного поста.

После смерти Феодосия Васильева в 1771 г., центром основанного им толка сделалось Преображенское кладбище в Москве, заложенное купцом И. А. Ковылиным.


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)