Oct 16
Св. Ядвига, монахиня
Св. Маргарита Мария Алакок, дева

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Направление в христианстве

Протестантизм не существует как единое целое. В настоящее время он представлен тысячами деноминаций, различающихся между собой особенностями вероучения и церковного управления.

История возникновения

Протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе т. н. Реформации, идеалом которой было "возвращение к апостольскому христианству", поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины. Реформация стала знаменем буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

Предтечами Реформации считаются профессор Оксфордского Университета Джон Уиклиф (1320 – 1384), отстаивавший приоритет Св. Писания по отношению к Св. Преданию, а также его последователь профессор Пражского Университета Ян Гус (1371 – 1415).

Однако непосредственное зарождение протестантизма связывают с проповедью немецкого богослова Мартина Лютера (1483 – 1546), выступившего изначально против практики продажи индульгенций, а затем против авторитета Папы и Церкви как института в целом. В 1521 г. на Вормсском сейме Лютер был объявлен еретиком, однако у него появились многочисленные последователи среди части немецкого духовенства и нарождавшейся буржуазии. Его учение также было поддержано немецкими князьями, стремившимися на волне антикатолических настроений завладеть церковными землями.

Само понятие "протестантизм" происходит от протеста группы германских князей и городов, сторонников Лютера, против отмены в 1529 г. Шпейерским рейхстагом права выбирать исповедание (по принципу: "чья земля, того и религия"), которого они добились в 1526 г. Постепенно всех сторонников Реформации стали называть протестантами.

Сторонники Реформации вскоре распались на несколько самостоятельных партий. Лютер и его ближайший сподвижник Филипп Меланхтон (1497 – 1560) возглавили умеренную группировку, которая выступала за отмену в церковном учении и практике только того, что на их взгляд противоречило Библии. Радикальная партия, возглавлявшаяся Томасом Мюнцером (1490 – 1525) и поддержанная беднейшими слоями населения, требовала безусловного следования только Писанию и отказа от всего того, что прямо не подтверждается текстами Библии. В результате Реформации в Германии вспыхнула Крестьянская война (1524 – 1526), в ходе которой радикальная партия была разгромлена князьями, занимавшими умеренные позиции. Немецкие князья и города, принявшие Реформацию, а также североевропейские правители произвели реформу Церкви в соответствии с учением Лютера, тем самым положив начало лютеранству.

Помимо Германии, центром европейской Реформации стала Швейцария, в частности, Женева и Цюрих. Сюда переселились, спасаясь от преследований, другие видные деятели Реформации – Жан Кальвин (1509 – 1546) и Ульрих Цвингли (1484 – 1534). В их доктрине особое место занимало учение о предопределении одних людей ко спасению, а других – к вечной погибели. Новые церкви, возникшие на основе учений Кальвина и Цвингли получили название реформатских (кальвинизм).

Реформация захватила и Англию. Здесь она проводилась "сверху", по приказу короля Генриха VIII, отвергшего духовную власть Папы и объявившего себя главой английской Церкви. Это решение было подтверждено парламентским актом 1534 г., в результате чего возникло англиканство.

Протестантизм широко распространился в Европе. Он, в частности, укрепился в Германии, Швейцарии, Франции, Нидерландах, Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Венгрии, Чехии и Польше. Благодаря Контрреформации, начавшейся в 40-х гг. XVI в., население ряда стран: Франции, Чехии, Венгрии, Польши, юга Германии удалось вернуть в лоно Католической Церкви.

В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир между императором-католиком Карлом V и германскими князьями-протестантами, который закрепил существовавшую на тот момент религиозную ситуацию, фактически признав право протестантизма на существование. Распространение протестантизма привело к формированию в Европе национальных церковных общин, отделенных от Св. Престола и полностью подчиненных светским правителям, что несомненно способствовало усилению разобщенности между отдельными европейскими народами и возникновению националистических идей.

Часть наиболее радикально настроенных протестантов (пуритане, баптисты, квакеры) бежала от преследований в Новый Свет, заложив идеологические основы будущих Соединенных Штатов. Именно Америка стала в последствии центром распространения протестантизма.

Учение

Несмотря на отсутствие общего для всех протестантов изложения вероучения, существуют основные вероучительные принципы, которых придерживаются практически все протестантские деноминации. Это, прежде всего, принцип "Sola Scriptura, sola fides, sola gratia" ("Только Писание, только вера, только благодать"). В соответствии с этим принципом, протестанты считают единственным авторитетным источником веры Св. Писание, полностью отвергая Св. Предание (а, следовательно, всю предшествовавшую им традицию Церкви) и Учительство Церкви (авторитет Папы и Вселенских Соборов). При этом из Ветхого Завета каноническими признаются только книги, написанные на еврейском языке. Второканонические книги считаются апокрифами. Спасение, согласно учению протестантизма, дается человеку по вере через благодать, поскольку после грехопадения человеческая природа была полностью искажена и люди утратили способность творить добро. Вследствие этого протестанты считают добрые дела несущественными в деле спасения. Протестантизм также отрицает роль Церкви в спасении человека, отвергая как заступничество Богородицы и святых, так и Таинства, из которых оставлены только Крещение и Причащение, трактуемые символически (преосуществление Св. Даров отвергается).

Культ

Само слово "культ" носит в протестантизме негативный оттенок. "Обрядность" противопоставляется "духовности". Почитание Креста, икон, св. мощей отвергается. Изображения в убранстве церквей сведены к минимуму или вообще отсутствуют. Многие общины не признают и самих церквей. Богослужение в большинстве протестантских церквей упрощено до крайности и состоит из молитвы, проповеди, пения псалмов и гимнов, а также, в ряде случаев, "причащения". В то же время в англиканстве и лютеранстве еще сохранились следы католической Мессы. Из христианских праздников большинство протестантов признает только Рождество и Пасху. Некоторые деноминации имеют собственные праздники, например, баптистами в США празднуется "День благодарения".

Служители

Священство протестантами отвергается, поскольку ими признается учение о "всеобщем священстве". Протестантские служители называются не священниками, а пасторами (от лат. pastor – "пастух", "пастырь"). Некоторые деноминации вообще не имеют специальных служителей.

Организационная структура

Между отдельными протестантскими деноминациями существуют значительные расхождения по вопросу церковного устройства. В англиканстве и лютеранстве сохраняется епископат, общины Пресвитерианской Церкви возглавляются пресвитерами, часть протестантских церквей не признает вообще никакой централизованной церковной организации, выступая за полную автономию общин (конгрегационалисты и др.).

Ответвления

Процесс возникновения в протестантизме новых течений, начавшись со времени Реформации, не прекращается до сих пор. К "первой волне" протестантизма относят течения, образовавшиеся в ход е Реформации: лютеранство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм и т. д. Течения "второй волны" оформляются в XVII в.: меннониты, баптисты, квакеры и др. К "третьей волне" относят течения, возникшие в XVIII – XIX вв. на волне движения религиозного возрождения ("ревивализма"): методизм, пиетизм и т. п. Ряд исследователей выделяет также "четвертую волну", к которой относятся деноминации, образовавшиеся в XIX – XX вв., например, пятидесятники. К протестантам иногда ошибочно причисляют адвентистов, мормонов и свидетелей Иеговы. В настоящее время общее количество протестантских деноминаций невозможно вычислить даже приблизительно. Некоторые самостоятельные протестантские церкви насчитывают всего несколько десятков человек. В настоящее время происходит деление протестантских общин на либеральные, фундаменталистские и харизматические.

Распространение

Протестантизм является третьим по численности направлением в христианстве. Его последователи на сегодняшний день существуют практически во всех странах мира. В начале 1990-х гг. общее число членов различных протестантских общин составляло около 408 млн. человек.


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)