19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

СТАРОКАТОЛИКИ
(нем. ALTKATHOLIKEN)

История возникновения

"Старокатоличество" изначально возникло как раскольническое течение в Католической Церкви Германии и Швейцарии, однако впоследствии оно по сути превратилось в одно из течений протестантизма.

Старокатолическое движение появилось в результате стремления светской власти в Германии и отдельных кантонах Швейцарии подчинить себе Католическую Церковь на своей территории, оторвав ее от общения со Св. Престолом. Это стремление нашло поддержку у части немецких и швейцарских католиков, в том числе у представителей духовенства.

Поводом для раскола стало принятие 18 июля 1870 г. на I Ватиканском Соборе догмата о папской безошибочности. Ярыми противниками этого догмата стали профессора богословских факультетов Мюнстерского, Боннского и Бреславльского университетов: Дёллингер, Фридрих, Шульте, Рейнкенс и др. Они обвинили Папу и Собор в принятии учения, противоречащего учению и практике Древней Церкви, и объявили о разрыве с Католической Церковью. В этом они рассчитывали на поддержку немецкого епископата, однако ни один епископ не поддержал раскол.

В конце 1870 г. в американских протестантских газетах появилось издание "Речи католического епископа Штроссмайера на Ватиканском Соборе 1870 года". В этой "речи" сказано, что никаких оснований для первенства Рима нельзя найти ни в словах Спасителя, ни в действиях Петра, ни в древнем Священном Предании. Это фальшивка. Такой речи епископ Штроссмайер не произносил. Подложный текст составлен неким беглым монахом из Мексики по имени Хосе Эскудеро. Напечатанный им подлог распространился в переводах по всему миру. Сам Эскудеро в статье "Правда о Ватикане" (газета "America del Sud" от 1876 г.), сознался в подлоге. Тем не менее, в 1891 г. в Германии появились новые издания "речи", а в 1905 г., после смерти Штроссмайера, подлог был распространен и в России. В ноябре 1931 г. статья "Речь католического епископа Штроссмайера на Ватиканском Соборе 1870 г. о главенстве и непогрешимости Папы Римского" появилась в органе Автокефальной Православной Церкви в Польше, газете "Слово".

Епископат остался верен Св. Престолу, но правительства Пруссии, Вюртемберга, Баден-Гессена и нескольких кантонов Швейцарии оказали раскольникам всяческую поддержку и помощь. В результате было инспирировано единое старокатолическое движение: в разных местах стали появляться комитеты и конференции его сторонников. От местных комитетов направлялись представители в центральные комитеты и на конгрессы. Первый старокатолический конгресс состоялся в Мюнхене в 1871 г.

На конгрессах принимались программы и создавались комиссии для написания катехизисов, а также для решения вопросов, связанных с устройством автономных старокатолических церквей и установления связей с другими церквами и общинами, противопоставляющими себя Католической Церкви (протестантскими и православными). В частности, в Мюнхене были составлены правила организации приходских общин: каждая община должна была иметь священника, получившего законное рукоположение от епископа. Однако число священников, примкнувших к старокатолическому движению, было весьма невелико, епископов же не было вовсе. Поэтому в 1872 г. из профессоров богословия был составлен "епископский комитет", которому было поручено дело основания в Германии старокатолической иерархии. Комитетом был избран епископом бывший профессор Бреславльского университета священник Иосиф Губерт Рейнкенс (1821 – 1896), отлученный от Католической Церкви в 1872 г. Рейнкенс был посвящен во епископы Утрехтским архиепископом Гейкампом, после чего он принес присягу на верность прусскому королю и государству и был признан властями в качестве первого епископа "Германской старокатолической церкви". После смерти Рейнкенса новым епископом был избран Теодор Губерт Вебер.

В Швейцарии антикатолическая политика властей была еще более откровенной. В некоторых кантонах епископам было запрещено обнародовать решения I Ватиканского Собора, те епископы и священники, которые распространяли учение Собора, подверглись преследованиям. Верные Церкви священники лишились своих должностей и содержания, раскольники же, напротив, пользовались защитой и покровительством государства. Римская курия выразила протест против таких действий властей, но давление только усилилось. Католическая Церковь была лишена статуса "государственной церкви", ее официальное положение низводилось до совокупности частных религиозных общин. Одновременно была создана раскольническая "Христианско-католическая церковь Швейцарии", которой был предоставлен статус "государственной церкви". Ее епископом был избран профессор богословия Бернского университета Эдуард Герцог. В Бернском университете был открыт старокатолический богословский факультет.

Учение

Старокатолики существенно пересмотрели католическое вероучение: они отвергли учение о главенстве Римского епископа, о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, об исхождении Св. Духа и от Сына, о чистилище, а позднее и веру в пресуществление Св. Даров. Постановления Тридентского Собора и Св. Престола были признаны необязательными, целибат духовенства отменен. Практика совершения ряда таинств также была изменена.

Старокатолические иерархи заявили, что "усилиями богословов удастся, твердо держась веры неразделенной Церкви, достигнуть соглашения относительно различий, возникших со времени церковных разделений". Базируясь на этом принципе, старокатолики начали стремиться к объединению с протестантскими общинами Европы, а также с Православными Церквами. Этот вопрос являлся одной из основных тем на Интернациональных конгрессах старокатоликов, походивших в Кёльне (1890), Люцерне (1892), Констанце (1894) и Вене (1897).

В 1889 г. было достигнуто соглашение о полном общении Старокатолической Церкви с Утрехтской Церковью. Старокатолики также договорились об интеркоммунии с Англиканской Церковью.

Примечательно, что появление католиков-ренегатов вызвало живейший интерес у Св. Синода Русской Православной Церкви. 15 декабря 1892 г. в Санкт-Петербурге была учреждена комиссия для выяснения условий соединения Православной Церкви со Старокатолической. Этой теме было посвящено множество публикаций в православной прессе. Впрочем, переговоры со страрокатоликами так ни к чему и не привели из-за их слишком уж очевидной пропротестантской ориентации.

Литература:

  1. Беляев Н. "Происхождение старокатоличества", М., 1892.
  2. Воздвиженский М. М. "Старокатолическое движение" // "Православное обозрение", 1878, 3.
  3. Добронравов "История старокатолического движения" // "Христианское чтение", ноябрь-декабрь 1890 г.
  4. Керенский В. "Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие (магистерская диссертация), Казань, 1894.
  5. Керенский В. "Старокатолический епископ Иосиф Губерт Рейнкенс", Казань, 1896.
  6. Керенский В. "Старокатолический вопрос в новейшее время", Казань, 1899.
  7. Керенский В. "Три месяца в центре старокатолицизма (в Бонне и Берне)", Казань, 1899.
  8. Керенский В. "Пятый интернациональный старокатолический конгресс", Харьков, 1902.
  9. Керенский В. "Шестой интернациональный старокатолический конгресс", Казань, 1904.
  10. Керенский В. "К старокатолическому вопросу", СПб., 1904.
  11. Керенский В. "Что разделяло и разделяет восточно-православную и западную старокатолическую церкви?", Харьков, 1910.
  12. Киреев А. А. статьи о старокатоликах в изданиях: "Московские церковные ведомости" № 3, 1890 г., "Свет" № 284, 1892 г., "Христианское чтение" март-апрель 1895 г. Брошюры: "Res tua agitur" СПб., 1892, "Конгресс старокатоликов в Люцерне", СПб., 1892.
  13. Красножен М. "Происхождение старокатолицизма и 4-й старокатолический конгресс в Вене", Юрьев, 1898.
  14. Отчеты о старокатолических конгрессах, помещенные в "Православное обозрение", октябрь и ноябрь 1872 г.
  15. Отчеты о стар окатолических конгрессах, помещенные в "Чтения в обществе духовного просвещения", январь, август и ноябрь 1874 г.
  16. Павлович А. "Старокатолицизм в Швейцарии" // "Христианское чтение", январь-февраль 1893 г.
  17. Смирнов В. К. "К старокатолическому вопросу", Харьков, 1894.
  18. Янышев И. Л. статьи и переводы старокатолических катехизисов // "Христианское чтение", 1876 ч. 2.
Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)