19 ноября
Воскресенье Рядового времени

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

АРМИНИАНЕ

Течение в протестантизме

Другое название – ремонстранты.

Течение возникло как реакция на учение строгого кальвинизма о предопределении. Выделилось из кальвинизма.

Основатель

Основателем течения стал Яков Арминий (1560 – 1609). Он родился в Южной Голландии, посещал школы в Женеве и Базеле. Из Швейцарии ездил в Рим. По возвращении, получил место проповедника в Амстердаме, где принимал участие в богословских спорах между кальвинистским группировками, в ходе которых у Арминия возникли сомнения в правильности постулатов кальвинизма. В 1591 году он прокомментировал 7-ю и 10-ю главы послания св. Павла к Римлянам не в духе кальвинизма, за что был обвинен в пелагианстве. Дело было улажено, но его продолжали терзать сомнения. В 1593 году Арминий продолжал изъяснять Послание к Римлянам и проповедями на тему 9-ой главы вызвал новые обвинения и расследования, сделавшие его центром всеобщего внимания. Его проповеди собирали многочисленную публику. В 1603 году Арминий получил кафедру в Лейденском университете, который стал теперь ареной борьбы. Против Арминия выступил его товарищ профессор Гомар, отстаивавший взгляды строгого кальвинизма. Студенты разделились на две партии. Вскоре произошло разделение и среди проповедников. Волнение охватило всю страну. В 1608 и 1609 годах были сделаны попытки примирить враждующие стороны, но безуспешно, т. к. Арминий в 1609 году в Гааре решительно высказался против предопределения, считая его противоречащим понятию о Боге, который представляется как бы виновником греха, отрицающим свободу человека и упраздняющим христианство. В том же 1609 году Арминий умер. После его смерти для его последователей наступили тяжелые времена, однако, группа не распалась.

Учение:

Было сформулировано уже после смерти Армения. В 1610 году. Арминиане сделали представление (remonstrantia) штатам Голландии и Западной Фрисландии, от чего и получили свое второе название. В документе содержалось следующее положение:

  1. Бог до сотворения мира вечным непреложным установлением благоволил во Христе, ради Христа и через Христа спасти тех, кто благодатью Св. Духа веруют в Сына Его и, наоборот, осудить тех, кто не обратился.
  2. Христос умер за всех и за каждого.
  3. Человек приобретает спасительную веру не от себя самого, он получает возрождение от Бога во Христе через Св. Духа.
  4. Благодать Божия, которой следует приписывать все добро, не действует неодолимо.
  5. Эта благодать даёт нам спасение, но нельзя утверждать, что ее нельзя утратить.

История течения:

Противники арминиан – гомаристы составили опровержение, в котором осторожно, но настойчиво проводили взгляды строгого кальвинизма. Переговоры партий в Гааге и Делоте в 1610-е годы вновь не дали никаких результатов. В 1614 году Генеральные штаты запретили такие собрания, т. к. они возбуждали народ. А вскоре для ремонстрантов настали и вовсе тяжелые времена, когда штатгальтером стал граф Мориц Нассауский, который был человеком индифферентным к религии. Он занял позицию гомаристов в целях ослабления Генеральных штатов, которые симпатизировали арминианам. Он отстранил от должности многих городских магистратов, симпатизировавших арминианам. Затем был созван собор в Дордрехте (1618 – 1619), на котором арминиане были осуждены. Собор объявил ремонстрантов недостойными духовных мест и академической службы. Начались казни и погромы, 200 проповедников были отстранены от деятельности. Глава ремонстрантов Бископ укрылся в Руане. Изгнанные разошлись по разным местам, но прочно осели только в основанном ими Фридрихштате в Гольштейне. Это, однако, не было полным разгромом движения. Арминиане выработали в Антверпене план особой организации. Во главе был поставлен собор, который собирался ежегодно, попеременно то в Амстердаме то в Роттердаме. Членами собора состояли все проповедники, один профессор семинарии и уполномоченные от общин. Для ведения текущих дел собор выбирал комитет из 5 лиц. В 1621 году Бископ выпустил "Confessio sive declaratio sententiae pastorum qui Remonstrantes vocantur" ("Исповедание, или декларация пасторов, именуемых ремонстрантами). Однако, официальное исповедание арминианства было в Нидерландах запрещено. Участники богослужебных собраний наказывались штрафами. В 1625 году умер штатгальтер Мориц Нассауский, а его брат и преемник сразу же проявил свою веротерпимость, позволив Бископу вернуться из изгнания. В Амстердаме и других местах арминианам разрешили построить церкви. В 1632 году в Роттердаме арминиане выбрали себе проповедников. В 1634 году в Амстердаме ими была открыта гимназия с богословским отделением для подготовки проповедников. Профессора-богословы вскоре дали ряд значительных имен. Так как школа не была связана жестким окаменевшим кальвинизмом, она работала достаточно свободно, что способствовало развитию арминианского богословия. Проповедники арминиан в конце XVIII - начале XIX веков в большинстве были рационалистами. Положение ремонстрантов в Голландии оставалось неопределенным до 1795 года. Официально их не преследовали, но и не разрешали. Они могли строить церкви, но так, чтобы они не выходили на улицу, могли иметь проповедников, но должны были оплачивать их труд за счет добровольных пожертвований. Во время переворота 1795 года произошло отделение церкви от государства, и ремонстранты были признаны самостоятельной церковной организацией. Это вызвало мощный подъем движения и даже попытку объединить под флагом ремонстрации всех протестантов, впрочем, безуспешную. Во время господства французов арминианские общины значительно пострадали. Их семинария с 1813 по 1816 года была закрыта. После ухода наполеоновской армии, арминианские общины вновь ожили. Правительство назначило им ежегодную субсидию на жалованье проповедникам. В 1869 году арминиане с размахом праздновали свой 250-летний юбилей. В 1873 году их семинария переведена в Лейден. Кроме Голландии, небольшие общины арминиан существуют в Англии и Северной Америке.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)