Татьяна Брицкая, спецкор «Новой»
В Костромской области на священника составили протокол за проповедь мира.
«Я еще до дома после службы не успел добраться, как мне уже позвонили: «К вам полиция едет». Приехали, опросили четырех человек, составили протокол, сказали явиться в суд», — с момента произнесения отцом Иоанном Бурдиным, настоятелем церкви в деревне Карабаново Костромской области, воскресной проповеди до вмешательства в дела духовные правоохранительных органов и нескольких часов не прошло. Для вызова полиции достаточно оказалось слов «Не убий».
Отец Иоанн стал одним из первых, на кого примерили новые законы времен «военной спецоперации». 6 марта после службы на него составили протокол по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП — за проповедь и размещенную на приходском сайте ссылку на петицию против боевых действий.
7 марта должен был состояться суд, но производство возбудили по месту, так сказать, совершения деяния — на территории, где находится храм. А живет батюшка в другом районе. Поэтому, как он сказал «Новой», сегодня дело согласились передать по территориальности, а значит, вынесение вердикта пока откладывается. Мы поговорили с отцом Иоанном после его визита в суд.
— О чем была проповедь?
— Никаких политических призывов в моей проповеди не было. Там исключительно евангельские слова, которые были сказаны две тысячи лет назад, а некоторые — еще раньше, например ветхозаветная заповедь «Не убий». Я не преследую никаких целей личного характера, корысти и так далее, я просто вижу своих прихожан перед собой.
Я сказал им, что самое важное сейчас — не пускать в сердца ненависть. Это самое страшное, что может быть — если мы начинаем ненавидеть друг друга, потому что это повлечет за собой еще большее насилие и новую ненависть. Из замкнутого круга просто потом невозможно будет выбраться.
Я не приветствую убийство других людей, причем это не только одной страны касается. Это касается обеих сторон: и русских, и украинцев, и любых других людей, которые идут проливать человеческую кровь. Для церкви неважно, за что, грех остается грехом в любом случае, мы не говорим сейчас о причинах, допустимости и недопустимости. Это другой вопрос, отдельный. Мы говорим в принципе об отношении церкви к убийству. Это проклятие, которое ложится на человека.
— Вы решились на эту проповедь, осознавая риск?
— Я в принципе считаю, что жизнь — это некий ряд ситуаций, в которые нас ставит Бог, а человек делает свой выбор. Каждый определяется, каждый проявляет себя. Как в институте: есть семинары и лекции, а есть экзамены. Ситуация, в которой мы живем сейчас, на мой взгляд, — это экзамен. Вопрос даже не в нашей правоте или неправоте.
— Вы были готовы к тому, что последуют гонения?
— Ну особых гонений пока нет. И потом, мне 50 лет, в этом возрасте странно быть наивным.
— Вы знаете, кто на вас донес?
— Могу догадываться — в храме было человек десять. Но выяснять не буду — не интересуюсь. Человек сделал выбор. Нам может кто-то не нравиться, любой имеет на это право, это его самоопределение. Это та свобода, которая дана Богом. Это трагедия свободы, которую несет в себе человек.