19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

Из книги: Пьер Тиволье «Спутник искателя правды»

Дева Мария

Нельзя говорить о Христе, не уделив места Марии, этой палестинской женщине, жившей в городке Назарете в I-ом веке, и удостоившейся несравнимой чести родить ожидаемого Мессию, Спасителя Человечества.

1. Мария — не "богиня", а человек подобный всем нам.

Говоря о Деве Марии, нужно всегда остерегаться впадать в крайности. Она была такой же женщиной, как и все другие женщины, и происходила от Адама и Евы. Среди предков ее была смесь величия и низости, тяготения то к святости, то ко греху. Она была дальним отпрыском царя Давида, жившего девять веков до нее и царствовавшего над народом Израильским, будучи одновременно и "царем по сердцу Божию", и великим грешником.

У Марии была та же человеческая природа, что и у нас. Она тоже обладала свободой, но никогда не злоупотребляла ею. Вся жизнь ее была направлена к добру, к исполнению воли Божией.

Мы не имеем права Ее превозносить более, чем это позволяет ее человеческая природа. Мы не должны ее почитать как Бога. Мария не "богиня", равная Богу, и восседающая по Его правую руку. Нельзя возрождать новое идолопоклонство, приравнивая Марию к Богу.

2. Мария — избранница, носительница упований Божиих.

Мария происходит из рода Адамова, восставшего против Бога, значит, подобно всем другим существам, она должна была быть спасена страданиями Христа. Она тоже была искуплена кровью Своего Божественного Сына.

Христос пришел спасти человечество от бездны греха, куда завел всех Адам. Есть два способа спасти от смерти человека — вытянуть его из пропасти или помешать ему в нее упасть. Есть два способа спасти от рабства — разбить цепи человека, или же не допустить его попасть в руки врагов.

По исключительному благоволению Божию, Мария была спасена именно этим вторым способом. Это то, что называется НЕПОРОЧНЫМ ЗАЧАТИЕМ.

Мария родилась такой же чистой от первородного греха, как и первые люди. Она не несла всей тяжести первородного греха, от которого люди страдают от рождения. С момента ее зачатия, с тех пор как Бог вложил в нее душу, зло не имело над ней никакой власти. Она не была зачата в бездне падшего человечества, в рабстве греху и злу.

Мария является, в этом смысле, лучшим украшением человеческого рода. Она — его часть Библия правильно сказала: "На терновнике рода Иуды, сына Иакова-Израиля, зацвела роза". Тяжелое греховное наследство, отягощавшее человеческую душу, очистилось в Марии как в свежем источнике. Бог пожелал, чтобы на болоте человеческих страстей родился цветок чистый и светлый как лилия.

Понятны слова посланника Божия, явившегося Назаретской девушке, спросить ее согласия стать матерью Мессии: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою"... то есть — Ты исполнена благодати Божией. Мария должна была стать Матерью Христа, — Она, значит, должна была быть освобождена от власти Зла, т. е. от состояния мятежа против воли Божией.

Примечание — Догмат Непорочного Зачатия был провозглашен в прошлом веке Папой Пием IX, уточнившим этот пункт вероучения.

3. Мария, от имени человечества, ответила "да" Богу, желавшему спасти грешного человека.

Ева, неразлучная спутница Адама, и мать всего человечества, сказала Богу "нет". Этим отказом она вовлекла все человечество в бездну бунта против Бога.

Решив послать Своего Сына человечеству, как нового Адама, нового водителя, Бог не хотел насиловать человеческую волю. Нужно было, чтобы от имени человечества Ему было сказано "да". Так же как Ева, наряду с Адамом, вызвала падение человечества, Мария вместе с Христом должна была его спасти.

От имени человечества, Мария могла свободно согласиться на пришествие Спасителя, сказав Богу "да будет мне по воле Твоей", и положив начало спасенному, искупленному человечеству. Искупление вины первых людей тогда становилось возможным.

Бог не может спасти человека, не обратившись к человеку же. Он создал его свободным, и не мог не считаться с его свободой.

Великий Закон человеческой солидарности нам говорит, что действие, совершенное одним человеком, отражается на всех остальных людях. Существует только одно социальное человеческое тело, с многочисленными разветвлениями. Все сообщается между собой, ни один человек не изолирован. Но для того, чтобы сок проник во все ветви, нужно, чтобы он поднялся к ним из корней по стволу, а ствол этот един. Точно также как Ева, согрешившая вместе с Адамом, положила начало жизни грешников, Мария, приняв предложенное Богом спасение через Христа, родила Богочеловека, и все обновленное человечество. Если на дереве та или другая из ветвей откажется от сока и погибнет — этим дело не меняется. Важно то, что Мария добровольно ответила "Да" Богу любви, Который хотел спасти человечество.

Вот в каком смысле Мария является нашей матерью. Благодаря Ей, мы получили Христа, и возможность близости с Богом. Она впервые сказала Богу "да" в Назарете, и стала матерью Христа. Христос, Сын Божий, происходит из нашего рода, родился от подобной нам женщины. Во второй раз Мария сказала Богу "да", стоя у подножия Креста и принимая от имени человечества спасительную жертву Спасителя. — Она таким образом родила все потомство избранников, Церковь.

Дело каждого из нас подтвердить от себя это согласие Марии, и позволить соку подниматься дальше, по стволу.

Мария — высшее олицетворение человеческого желания постичь Бога, и посредница между Ним и спасенными Им людьми. В ней человечество, подготовленное с долгих времен, приняло Божью благодать, и плодом явился Спаситель. Когда она молилась за спасение мира, молитва ее возносилась к Богу от имени всего человечества.

Как должны мы почитать Ту, Которая стала сотрудницей Бога в деле нашего спасения!

4. Родив Иисуса, Мария осталась Девой.

Мария добровольно ответила Богу "Да будет так". Она полностью предалась Его воле. Благодаря полученной Ею совершенно исключительной благодати, Она навсегда осталась в этом состоянии полной самоотдачи Богу.

С детства, Ее глубоко благочестивая душа вся тяготела к Богу. Она всецело предается великому Делу спасения Мира. — Подобно всем верующим евреям Она ожидает обещанного Мессию. Все чаяния народа бьются в Ее сердце нетерпеливым ожиданием. Она думает, как наиболее духовные современники, что Мессия не будет ни великим военачальником, ни грозным воином, ни царем, который освободит народ Израильский от Римского ига, как это в то время воображают многие... но что этот Посланник Божий придет учить настоящему Богопочитанию, учить людей любить друг друга, освободить их от эгоизма и злобы. Мария уверена, подобно многим благочестивым людям в Ее окружении, что Ее молитвы, жертвы, страдания умилостивят Бога и приблизят час пришествия Мессии. Всецело преданная Богу, Она дала обет девственности — что в Ее время допускалось и считалось священным.

Принадлежа к дальнему потомству царя Давида, Мария, подобно некоторым другим девушкам из того же рода, могла, однако, лелеять надежду, что именно через Нее придет на землю Мессия — ведь было же обещано Давиду, что Спаситель родится из его рода. Все представители этого древнего рода, уже смешавшегося с народной массой, могли, вспоминая об этом, с гордостью поднимать голову. Но Мария отказалась даже от величия такого материнства, чтобы всецело посвятить себя Богу и ускорить пришествие Мессии своими молитвами и самоотречением.

Не спросив Ее согласия, семья Ее, по старой традиции, обручила Марию с Иосифом, молодым плотником городка Назарета. Мария наверняка сообщила Иосифу об обете, данном ею Богу. Молодой человек должен был обладать исключительно глубоким религиозным чувством, чтобы согласиться жить с Марией как брат с сестрой. Мария могла полностью положиться на его честность и его героическую святость. Перед всеми, она была защищена и спокойна — жених ее понимал.

Религиозные чувства, которые питали души обоих молодых людей, как раз полностью соответствовали замыслу Божию. Конечно, становясь человеком, Сын Божий мог бы произойти и от обыкновенного зачатия, но Богочеловеку подобало не называть на земле отцом никого кроме Бога, и родиться от совершенно чистой женщины. Таким образом, Христос мог родиться от Девы, огражденной от греха особой благодатью. А благодаря обрученному с ней Иосифу, Мария могла быть спокойна, ничто не могла запятнать репутацию матери Спасителя.

После этих замечаний, перед нашими глазами оживает событие Благовещения. Посланник Божий явился Марии и принес Ей весть: Бог решил послать Своего Сына — согласна ли Мария стать матерью Христа? "Ты будешь матерью, и зачнешь Сына, и наречешь имя Ему Иисус. Он будет Сыном Божиим". Мария просит разъяснить Ей эту волю Божию. "Как же это будет, если я мужа не знаю?. И ответ Ей был: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое будет свято, и наречется Сыном Божиим".

Тогда наступает высший момент, важнейшая минута в истории человечества. В маленьком Назаретском домике решается судьба миллиардов людей. Спасение мира как бы зависит от согласия простой деревенской девушки. От нее зависит, чтобы вспыхнула искра примирение между Богом и людьми. И просто, не смущаясь, чистая и непорочная Мария, никогда ни в чем не отказывавшая Богу, отвечает: "да"... "Я раба Господня. Пусть Бог делает со Мной по Своей воле". В тот же момент, Она зачинает Сына Божия. Он воплощается.

Позже, говорит Евангелие, Иосиф удивляется, заметив что Мария беременна. Но по своей честности, не имея никаких улик против Нее, и не сомневаясь в ее совершенной непорочности, он решает потихоньку Ее отослать, чтобы не подвергать ее глумлениям. Мария, со своей стороны, уверенная в Боге, не беспокоится. Она все предоставляет Ему. Однажды ночью Иосиф, встревоженный этим вопросом, во сне видит перед собой посланника Божия "Не бойся взять Марию в жены... Зачатый ею — от Бога. Она родит сына. Ты наречешь Ему имя Иисус (что значит Спаситель), так как Он спасет народ Свой от грехов". Иосиф теперь знает, что ему предназначена ответственная роль в истории спасения человечества. Иисус будет считаться сыном назаретского плотника, пока не откроет миру Своего подлинного божественного происхождения.

5. Роль Девы Марии в нашей жизни.

После этих замечаний, роль Девы Марии в нашей жизни становится понятной. К сожалению, Ее иногда почитают сентиментально. Может ли активный человек, рабочий, инженер, военный, ученый, удовлетвориться этим?

Можно сказать, что к Божией Матери может существовать только два отношения: первое смотреть на Нее как на прекрасное произведение творения, наилучшее украшение рода человеческого. Было бы хорошо, если бы многие останавливали свой взгляд на Ее образе, а не на фотографиях кинозвезд или мастеров спорта, которые украшают так много стен в современных домах. Тут — самая чистая красота, самое великое материнство, самое высшее благородство, самая счастливая деятельность всей истории мира. Восхищаться, наблюдать, проникаться, питаться этим великолепием... вот первое отношение к Деве Марии.

Второе отношение, это отношение простого, неискушенного ребенка. Мы ведь так часто в жизни разыгрываем "свою роль", прячемся за маской приличия, обычая, серьезности, прямоты, скрываем свои слабости, несчастия! Мы так легко становимся лицемерами, фарисеями перед Богом, судящим нашу жизнь... но перед Марией, как перед родной матерью, мы больше ничего не скрываем, не рассчитываем, не надеваем маску — мы поверяем ей свою недостойность, свои грехи. Больше нечего хитрить. Ничто Ее не смущает. Она для нас подобна матери, понимающей все недостатки и ошибки своих детей, видящей все их трудности, и Она может помочь более чем кто-либо другой. Более того, подобно тому, как мать занимается больше всего самыми слабыми своими детьми, Она больше всего готова помочь тем, кто совратился на плохой путь блудных сыновей. Величайшие грешники не скрывают перед Ней своих язв, так как знают, что Ее ничем смутить нельзя, и открывают полностью свои сердца. Вот почему храмы, посвященные Божией Матери наиболее посещаемы. Люди прибегают к утешительнице душ еще больше чем к врачам.

* * *

Наконец, Мария, всю свою жизнь посвятившая Богу, призывает нас к молитве, к раздумью, к молчанию. Суета мирская часто мешает нам слышать Божий призыв, а ежедневная занятость так нас порабощает, что у нас больше нет места для Бога. Из-за всего этого, жизнь наша теряет свое равновесие, мы питаемся грехом, в котором мы родились, постоянно возмущаясь среди беспокойств и испытаний. Мы не подготовлены к жертвенности, к бедности, к отказу от собственной воли. Вот почему Дева Мария призывает нас "покаяться" т. е. переменить этот образ жизни, и тут Она служит отголоском Евангелия. Мария всегда говорила Богу "да", и всегда всецело себя предавала в Его руки. Она нам может помочь, если мы искренне пожелаем изменить свою жизнь. Когда мы молимся, взывая: "Отче наш" и говорим "да будет воля Твоя", это должно быть откликом слов "Да будет так", сказанных Ею самой в Назарете и на Голгофе... "Я раб Твой, Господи, да будет со мной и с моей жизнью по воле Твоей".

Комментарии (0)